Русская линия
Православный Санкт-ПетербургАрхимандрит Амвросий (Юрасов)21.02.2005 

Малый грех влияет на судьбу всего мира

В Юго-Восточной Азии, в Индийском океане, произошло стихийное бедствие. Разве это случайность? У Господа случаев нет, ни больших, ни малых, везде Промысел Божий. Что он означает? К чему призывает нас Господь?

Человек имеет тело, есть у него и душа, душа живит тело. Когда человек совершает какой-то грех, например гневается, из него выходит большой поток зла, в этот момент происходит нарушение в его душе. Из нее уходит благодать, и тогда страдает не только душа, но и тело. В душе пропадают мир, тишина и покой, появляется раздражение; многие впадают в истерику, начинают лить слезы. А что же происходит в теле? Может подняться давление, начаться головные боли, воспалиться печень, может открыться язва желудка, может «схватить» сердце — это признаки того, что грех вошел в наши душу и тело.

Человек — это частица природы. Преподобный Старец Силуан говорит, что малый грех одного человека влияет на судьбу всего мира. В настоящее время населения на земном шаре больше 6 миллиардов. Когда каждый человек совершает грех и не кается, не исправляется, думает только о земном, то страдает не только он, но и весь мир, природа. Природа не может понести наших грехов. И Господь через природу говорит о том, что мы неправильно ведем себя, что мы забыли о Творце Вселенной, о том, что Господь помимо земли создал Небо, приготовил вечную жизнь.

В Священном Писании, 28 главе Второзакония, Господь, обращаясь к народу, говорил так: «Если ты будешь исполнять Мои законы, то придут благословения на твой дом, на твоих детей, на твой скот, на твои поля и вовремя будет изливаться дождь, и солнце вовремя будет светить, если на тебя нападут враги тысячи, ты сотнями отразишь их… если будешь нарушать Мои законы, то придут проклятия на твой дом, на твоих детей, на твой скот, на твои поля, и не вовремя будет изливаться дождь, и солнце не будет светить вовремя, если на тебя нападут сотни, то ты тысячами не отразишь врага».

Но пусть никто не думает, что это наказание Господне. Господь это Любовь, Он никогда никого не наказывает. Наказание — от слова «наказ». Господь дал наказ: не убивай, не прелюбодействуй, не воруй, не раздражайся, не осуждай… Когда мы грешим, сами удаляемся от Бога, лишаемся Божией благодати, защиты и попадаем в греховную западню. Мучаемся, страдаем и начинаем обвинять кого-то.

Если мы исполняем Божий наказ, все у нас хорошо, если нет — сами себя наказываем, — вот и происходят землетрясения, смерчи, войны, пожары, наводнения, тайфуны, цунами. Где произошло цунами? В «земном раю» — так люди называют эти места в странах Юго-Восточной Азии.

Душа у каждого человека по природе христианка, она стремится к Богу, к чистоте, святости, к небесному Раю, но по своей испорченности, нераскаянности принимает земной рай за настоящий. Почему у нас на эстраде все поют о любви? Потому же — душа ищет Любви — Бога, но по своей испорченности вместо Божественной Любви воспевает суррогат — страсти, блуд.

Господь приготовил нам Небо, обители Рая, и душа наша должна стремиться не в «райские уголки» Таиланда и Шри-Ланки, а к Своему Создателю, потому Господь и отбирает у нас эти «игрушки».

И что это за страны? Афонский Старец Паисий рассказывал, как летел он как-то в самолете и вдруг на душе появилась такая радость, такое ликование, что он удивился: откуда это? И тут объявляют, что самолет пролетает над святым градом Иерусалимом. Старец сразу вспомнил, что это земли Христа, место Его жизни, Страдания и Воскресения… А в другой раз, когда он летел в самолете, вдруг на душе стало плохо, безотрадно. Подумал: в чем дело? И тут объявляют, что летят над Индией, а это место особое, христианства там мало, народ не знает истинного Бога, Творца Неба и земли, большинство — идолопоклонники, поклоняются не Богу, а творению Божию, — благодати нет, это и почувствовала душа. Люди там признают Будду, иных «богов» — Мишну, Кришну; почитают корову, кланяются огню, солнцу, луне. Я встречался с такими людьми, один из них рассказывал: подойду к воде, немножко плесну на себя и говорю: я кланяюсь духу воды; захожу в лес, кланяюсь духу леса, а когда костер разжег, то кланяюсь духу огня… Он еще не знает Истинного Бога.

Но разве там собраны самые грешные люди?

Если бы это произошло в нашей стране, — да, значит, мы тяжко согрешили, а раз это произошло в чужой стране, значит, это касается всех народов. И нельзя думать, что погибшие люди, которые собрались там из разных стран, разных национальностей, грешнее всех. Нет, из Евангелия мы знаем, что когда пала Силоамская башня и погибли люди, Господь сказал: «Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и убила их, — вы думаете, что они были должниками больше всех людей, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все точно так же погибнете» (Лк. 13, 4−5). Значит, покаяние, исправление в этой жизни стоит на первом месте.

Замечено, что во время катастрофы погибло много людей, а животные не погибли, они все предчувствовали эту беду, слоны убегали в горы и даже подхватывали людей, чтобы их спасти. Животные греха не совершили, поэтому они не пострадали, а вот человек совершил грех и до сегодняшнего дня его совершает.

Интересно, что ежегодно катастрофы происходят в Рождество Христово по новому стилю. Большинство стран в мире живут по новому стилю и справляют христианские праздники по новому стилю, может быть, это Господу не угодно… Помним, и в 2000 году были смерчи и наводнения в Европе, и в прошлом году, и в этом — пострадала и Америка, и Европа.

И это тоже не случайно. Господь вразумляет.

Блаженный Старец Паисий рассказывал: когда он служил в армии, среди солдат был один человек, он богохульствовал, сквернословил. Сам Паисий и офицеры часто его увещевали, но он никого не слушал и продолжал. Однажды летела бомба, все разбежались и упали на землю. При взрыве обычно открывают рот, чтобы не оглушило и не лопнули барабанные перепонки. Все остались живы, и тот кощунник, который богохульствовал, тоже остался жив, но во время взрыва, когда он открыл рот, маленький-маленький кусочек металла попал ему в язык, не в губы, не в зубы, а прямо в кончик языка, язык опух и в рот не вмещался и был похож на красный помидор. Солдаты сразу поняли, что сквернословить ни в коем случае нельзя и вообще никаких грехов совершать нельзя, и дисциплина в армии стала прекрасная.

Господь хочет нас спасти, обезопасить нашу жизнь, Он, как говорит профессор А. Осипов, как бы уговаривает нас: сиди в кресле, там тебе будет мягко и хорошо, не надо садиться на кол, не нужно садиться на раскаленную плиту, тебе будет очень плохо; не надо пить кислоту, не надо ходить босиком по битому стеклу, будет очень плохо; не надо с пятого этажа прыгать в окно, есть лифт или ступеньки, иначе тебе будет плохо.

Убил кого-то человек, украл или совершил какое-то другое преступление, он лишается свободы, теряет родственников, здоровье, работу, свободу, — все теряет. Запился, а сказано: «не упивайся», стал бомжом — все потерял.

Такие потери Господь попускает нам за наши грехи. Если бы люди исполняли заповеди Божии, то не нужна была бы армия, не нужны были бы тюрьмы, судебный аппарат, не надо было бы сторожей, замков, границ, а на душе всегда были бы радость, мир, тишина и покой.

Самое главное, чтобы душа человека стремилась к Богу, совершала добрые дела, и тогда, даже если мы совершили какой-то грех, Господь ради нашего стремления покрывает наш грех, милует.

Из Священного Писания мы знаем, что народ, живя в Ниневии, развратился и Господь послал туда пророка Иону. Он три дня проповедовал, говоря, что если народ не покается, через 40 дней город будет разрушен. И народ поверил Богу и принес покаяние. Все сняли одежды, оделись во вретище, все от малого до великого наложили на себя пост. И правитель Ниневии снял царские одежды, и сел на пепелище, и передал, чтобы весь народ, и весь скот, и волы и овцы не пили воды и не вкушали пищи. И увидел Бог, что они отвратились от злого пути, и помиловал народ.

И наш пастырский совет — повернуться лицом к Богу, исполнять Его святые заповеди, а то многие народы отвернулись от Господа и не признают Его как Отца Небесного, у многих нет истинного покаяния.

Иные говорят: «А в чем нам каяться? Мы не грабили, не убивали, мы очень добрые, хорошие». О чем это говорит? О том, что мы душой мертвые, находимся во тьме, не видим своих грехов.

Аборты делали? А разве это не убийство? В Церковь не ходили каждую субботу вечером, воскресенье и все праздники. Матом ругались. С ближними ссорились. Живем только для тела, служим не Богу, а демонам.

Много ли мы сделали добра? Одно зло от нас. А святые отцы говорят: «Сделал кому-то добро — себе сделал, сделал кому-то зло — себе сделал».

Ни в коем случае нельзя забывать о Боге. Святитель Василий Великий говорит: если человеку отдать все богатства мира и поставить его царем, душа ни в чем не насытится, она насытится только в Боге. Нашел человек Бога, нашел все. Поэтому наша душа должна стремится только к Одному Богу и, живя здесь, на земле, раскрыться в добре, жить не для себя, а для Бога и для ближних, все делать во славу Божию, ради Христа.

Поступая так, человек начинает внутренне раскрываться, получает благодать Господню, а тот человек, который не совершает добрых дел, живет нераскаянно, не обращается к Богу, как погасшая лампочка или как выдохшийся аккумулятор или батарейка, в нем жизни нет.

Наша земля — это наш дом, солнце — это дневное светило, луна — ночное светило, звезды — украшение. Наш земной дом уже ветхий, он уже разрушается.

Все люди из этого трагического события должны вынести для себя урок — нельзя чрезмерно увлекаться земной жизнью, есть еще иная жизнь, потусторонний мир. Мы созданы для вечности. Все мы должны воскреснуть и дать ответ за прожитую жизнь на Страшном суде.

Архимандрит Амвросий (Юрасов), Свято-Введенский женский монастырь, г. Иваново

18.02.2005


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru