Русская линия
Независимое военное обозрение Владимир Мухин18.02.2005 

Прощай, оружие! Коллективное.
Партнеры России по СНГ стремительно разбирают общее оборонное пространство

Система коллективной обороны СНГ начала стремительно разваливаться. Первое свидетельство тому — предстоящая в ближайшее время ликвидация Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств — участниц Содружества независимых государств. Как стало известно «НВО» из информированных источников в Минобороны РФ, Москва после долгих и интенсивных консультаций наконец-то согласилась с предложением Астаны упразднить этот наднациональный орган. Структура, которая на протяжении всей постсоветской истории пыталась хоть как-то регулировать военные отношения между государствами СНГ, приказывает долго жить.

То, что такое решение, возможно, будет принято уже на саммите глав государств Содружества, который пройдет в августе 2005 года в Казани, подтвердил «НВО» вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, который был инициатором создания ШКВС, долгое время возглавлял секретариат Совета министров обороны СНГ и Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ. Сам генерал считает этот шаг «крайне ошибочным и вредным, значительно ослабляющим позиции России на постсоветском пространстве». Как известно, до сего времени Россия противилась упразднению ШКВС и даже на Совете министров обороны (СМО), который прошел в ноябре минувшего года, инициировала поддержку Штаба со стороны других республик СНГ — в первую очередь центральноазиатских и Армении. И вот теперь, как говорится, разворот на 180 градусов. Почему?

В какой-то степени ответ на этот вопрос дают руководители различных структур СНГ и военные министры постсоветских республик. «Сейчас не существует единого евразийского пространства безопасности, — полагает генеральный секретарь СНГ Николай Бордюжа. — Оно остается фрагментарным и размытым, в известной мере внутренне противоречивым, так как отдельные его элементы не только не гармонируют, но и конкурируют друг с другом». Чтобы этого избежать, по его мнению, «должны быть разграничены сферы влияния в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами — СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ и другими». То есть Бордюжа дипломатично не говорит об упразднении военных структур в рамках СНГ (ШКВС и СМО), но явно выпячивает подчиненную ему структуру — Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ), которая, по его мнению, могла бы стать «локомотивом интеграционных процессов на пространстве СНГ». Еще более категоричен здесь министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев. Как и президент Нурсултан Назарбаев, он считает, что «вместо неэффективных ШКВС и СМО должен быть создан и работать в рамках Содружества Совет безопасности государств СНГ». Данную идею частично уже поддержал белорусский министр обороны Леонид Мальцев: он предлагает ШКВС распустить, а секретариат СМО оставить.

Но в ОДКБ входят только 6 из 12 постсоветских стран (Балтию сразу исключаем). Они, скажем, будут «локомотивами интеграции», а что делать другим? Не сможет стать «локомотивом» и Совбез стран СНГ, если он будет создан, так как военных интеграционных процессов на постсоветском пространстве как не было, так и нет.

Приходится констатировать, что Содружество как переходная форма от республик СССР к постсоветским суверенным странам медленно умирает. И здесь военные коллективные отношения — не исключение. Страны формируют свои военные отношения не по шаблонам, заложенным в 90-е годы, а по своим национальным интересам. И это, видимо, объективный процесс. То, что военный штаб ОДКБ эффективнее ШКВС, — иллюзия. Скажем, уже сейчас в рамках ОДКБ есть ядро стран, объединенных собственными коалиционными силами в Центральной Азии. Есть единая группировка войск России и Белоруссии на западе СНГ, России и Армении — на юге. Все эти группировки имеют собственные штабы управления и лишь с натяжкой их можно объединить под флагом ОДКБ. В то же время недавний 10-летний юбилей образования Объединенной системы ПВО СНГ (ОС ПВО СНГ) показал, что у многих постсоветских стран есть общие интересы в защите своих воздушных рубежей. И, конечно, костяк этих стран составляют государства ОДКБ. Но уже и среди них есть конкуренция, проблемы. Так, явно отстает от интеграционных процессов в рамках образования ОС ПВО Киргизия, входящая в ОДКБ. Ее начальника воздушной обороны полковника Владимира Валяева даже не было на торжественном заседании координационного совета стран — участниц ОС ПВО, где обсуждались планы на 2005 год. Зато интерес к этим мероприятиям проявили Украина и Узбекистан, которые, как известно, в ОДКБ не входят.

Как всегда активен Казахстан, предложивший проводить учения сил ПВО стран Содружества не только на российском, как это было раньше, а на своем военном полигоне Сары-Шаган. Украина уже «клюнула» на это, разорвав договоры с Москвой о стрельбах в Ашулуке (Астраханская область), и сейчас готовит межправительственное соглашение по стрельбам на казахстанском полигоне. Таким образом, налицо военно-техническая конкуренция между союзниками ОДКБ — Астаной и Москвой. И Астана здесь, видимо, побеждает, поскольку ее полигон и значительно больших размеров, и, видимо, с точки зрения финансов более привлекателен. Но это еще раз доказывает тот факт, что военные отношения строятся не по шаблонам организаций ОДКБ, ШКВС, а по интересам военных структур государств СНГ.

Москва традиционно поставляет военную технику и услуги для государств ОС ПВО СНГ по своим внутренним ценам, во многом беря на себя обустройство военной инфрастуктуры (аэродромов, испытательных площадок, штабов), подготовку кадров и т. п. Но взамен получает лишь нездоровую конкуренцию военных полигонов, «полувраждебные» блоки (вспомним ГУУАМ), закупку вооружений и военной техники, а также обучение офицеров из ВС СНГ в странах НАТО (как это будут сейчас делать Украина и уже делает Грузия).

«Коллективные штабы и органы коллективной обороны в нынешней своей форме исчерпали себя еще и потому, — полагает академик Академии военных наук Владимир Попов, — что Россия до конца не определилась в своих принципах, в своей идеологии во взаимоотношениях со странами СНГ».

По мнению аналитика, ШКВС исчерпал себя. Его уже в 2004 году сокращали в два раза и те 55 офицеров, которые в нем остались, погоды не делают — их эффективность явно мала. Но это не значит, что штаб должен быть уничтожен. Его работники вполне бы могли заняться теоретической работой, разработкой концепций, выявлением угроз, планированием совместных мероприятий в интересах Москвы. Ведь именно в ШКВС были разработаны документы, определяющие содержание таких понятий, как коллективная оборона и безопасность СНГ.

К тому же ШКВС находится в Москве. Российская столица дает базу для работы, решает бытовые проблемы офицеров из стран СНГ. Дополнительно платит за связь за свет и т. п. А ведь кто платит, тот, как говорится, должен заказывать и музыку…

Военно-политические структуры на пространстве СНГ

ОДКБ — Организация Договора коллективной безопасности. Создана 15 мая 1992 года шестью странами СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Таджикистан). Договор предполагает военно-политическое сотрудничество между ними и предусматривает необходимую помощь, в том числе и военную, в случае совершения акта агрессии против любого из них.

СМО — Совет министров обороны. Создан 14 февраля 1992 г. Орган Совета глав государств по вопросам военной политики государств — участников Содружества. Координацией деятельности СМО занимается секретариат, который возглавляет генерал-лейтенант Александр Синайский.

ШКВС — штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ. Является межгосударственным постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны (СМО) и предназначен для содействия развитию всестороннего военного сотрудничества государств СНГ и координации реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств и СМО в этой области. Начальник штаба — генерал армии Владимир Яковлев (бывший главком РВСН РФ).

ОС ПВО СНГ — объединенная система ПВО СНГ. В нее входят 10 стран СНГ, подписавших специальное соглашение в 1995 г., но активное сотрудничество в данной сфере ведут только Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия.

ШОС — Шанхайская организация сотрудничества. Создана 26 апреля 1996 года Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Позже к «шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан.

ЕврАзЭС — Евразийское экономическое сотрудничество. Организация, в которую входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, была создана в 2000 г. Молдова и Украина обладают статусом наблюдателя при ЕврАзЭС.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика