Православие.Ru | Митрополит Неофит (Димитров) | 17.02.2005 |
— Ваше Высокопреосвященство, Вы были с Патриархом Максимом в Москве, где ему была вручена премия Международного фонда единства православных народов". Уже ясно, какова будет судьба этой награды?
— Его Святейшество Патриарх Болгарский Максим уже не раз заявлял, что это не его личная награда. Она присуждается Болгарской Православной Церкви как признание ее активной и полезной деятельности, направленной к единству святого Православия и православных народов. Это не единство одного блока, воюющего против другого, или единство, угрожающее иному сообществу. Наоборот — это единство святого Православия, истинной веры. Награда в размере в двадцать тысяч долларов, по предложению Его Святейшества и решению Священного Синода, будет направлена на начало реставрации юго-восточного крыла Троянского монастыря, которое остро нуждается в срочном ремонте (точнее, в восстановлении из руин). Министерство финансов уже выразило готовность помочь в строительстве так называемого игуменского крыла с использованием средств от некоторых проектов.
— Как Вы охарактеризуете отношения между Болгарской и Русской Православными Церквами сегодня? Некоторые люди все еще видят в них следы болгаро-советской дружбы…
— Отношения между Болгарской и Русской Православными Церквами всегда основывались на взаимном уважении и соработничестве в служении святому Православию. Нет необходимости связывать эти отношения со светскими государствами, потому что и во времена царской России наши Церкви поддерживали отличные отношения. Если обратиться к истории, Болгарская Церковь благотворно влияла на церковную жизнь в России, а позже, когда Болгария страдала в рабстве, Русская Церковь щедро помогала Болгарской. И участвовала в церковной жизни Болгарии многими полезными делами. И, отмечая участие Русской Православной Церкви в призывах об освобождении многострадальной Болгарии, мы можем лишь благодарить и стараться поддерживать в настоящее время эти контакты, это отношение, не примешивая политические соображения и не поддаваясь всевозможным смущениям. Общение между Православными Церквами строится на базе единой веры, единого крещения, единого богослужения, единого богословия. И на основе общего стремления к духовному совершенству.
— На встрече двух Патриархов была затронута очень болезненная тема — о судьбе болгарских медиков в Ливии. Как будут развиваться события, что можно ожидать?
— Вопрос о помощи в благополучном разрешении процесса против болгарских медиков в Ливии обсуждался дважды в разговорах Его Святейшества с высокопоставленными представителями Русской Церкви и лично с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он уже обращался с призывом о справедливом ведении процесса в Ливии, но и сейчас, в новой обстановке, Патриарх и митрополиты обещали содействовать спасению наших соотечественников. Каким образом русские духовники будут добиваться этого, будет обсуждаться в их среде…
— Не пора ли уже забыть то, что случилось в годы раскола?
— Исторический факт трудно забыть. А для нашей Болгарской Православной Церкви это был исторический факт, и, при этом, позорный. Вспоминая его, мы должны делать все возможное, чтобы не допустить в будущем повторения, а значит, и чтобы подобных условий для него не возникало. Ибо все мы почувствовали, насколько горьки плоды разделения. И сейчас есть духовники, которые не могут превозмочь свою гордость из опасения, что будут унижены, приняв решение покаяться и вернуться туда, на что возводили обвинения и хулы. Но святоотческая мудрость ясна — кто разделяет Церковь, тот разрывает Христову одежду. Даже римские солдаты не осмелились разделить между собой Христов хитон после распятия и оставили его целым. Это стало одним из символов церковного единства. Еще один урок этого разделения — о недопущении участия государственных органов в конфликте. Нельзя было принимать политической помощи в разделении, это было недомыслием, увлечением и неправильным пониманием декоммунизации. Болгарскую Православную Церковь, как священную институцию, необходимо всеми силами сохранять единой, ибо именно она сохраняет единым наш народ. Правительства и партии приходят и уходят, а вера остается неизменной. И голос Церкви — это голос Господний.
— Некоторые говорят, что относительно малое число молодых людей заходят в храм, и что Церковь нужно модернизировать?
— Модернизация Церкви — дело очень деликатное. Необходимо четко выяснить направления этой модернизации. Установить аудиоаппаратуру в храме? Поставить электрические колокола? Обзавестись компьютерами? Хорошо. Но превратить храм в концертный зал или в политическую трибуну? Уложить богослужебное таинство в несколько коротких молитвословий, лишенных красоты и богатства святоотческой мудрости, мы не можем. Хотя и не массово, но все же молодые люди находят путь в храм, читают богословскую литературу, знакомятся с христианскими ценностями, чувствуют надежную опору в жизни, осознают роль Церкви и благодатное воздействие святых таинств. Молодым естественно быть более буйными и нетерпеливыми в своих увлечениях. Очень важна здесь роль приходского священника, встречи и разговоры на темы богословия и нравственности, привлечение молодых людей к социальной деятельности прихода.
— Уже более десяти лет Вы возглавляете Русенскую митрополию. Тяжела архиерейская митра, если можно так выразиться?
— Народ говорит: тяжела царская корона. Это в полной мере применимо и к митре владыки, которая несет на себе образ тернового венца Христа.
— Светские власти Вас понимают?
— Я удовлетворен нашими отношениями с гражданскими руководителями, как в центре епархии, городе Русе, так и в городах Тутракан, Разград, Попово. Мы сотрудничаем, и по мере своих возможностей власти всегда помогали Церкви вниманием и пониманием. Как пример, могу отметить большой храм свт. Николая, который был отреставрирован и с внешней, и с внутренней стороны, озвучен и теплофицирован с огромной помощью мэра города, его сотрудников, состоятельных людей, дарителей и спонсоров.
— Вы долгие годы работали со студентами. Наверняка Вы следите за тем, как происходит профессиональная и жизненная реализация воспитанников богословского факультета. Насколько для них привлекателен труд священника — достаточна ли оплата труда, велико ли уважение народа?
— Выбор служения — дело личное. Если молодой человек видит в нем только оплату, трудности, условности и неясное будущее, он не примет такого решения. Но если он внимает призыву Господа Иисуса Христа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мт. 16:24) и с верой начнет этот путь, он станет хорошим священнослужителем. Без самоотречения нельзя перенести трудности и страдания по пути исполнения своего долга в Церкви. Верно, что лишь немногие воспитанники наших богословских школ принимают духовный сан. Но мы верим, что для этого решения очень важно призвание, поэтому лучше, чтобы священниками становились достойные люди, а не наемники. Жизнь священника благодатна, он священнодействует, обладает духовной силой и властью. Он говорит с людьми, и они верят, что он указывает им правильный путь в жизни, видят в нем мудрого наставника. Особенно в исповеди христианин должен в полной мере доверять своему священнослужителю, чтобы раскрыть свое сердце ему и через него — Богу, получить душевное облегчение и прощение за допущенные прегрешения.
— Лет десять тому назад к богословскому образованию были допущены женщины. Как складывается их судьба после окончания обучения?
— После начала демократических перемен мы наблюдаем большой интерес к богословию. Абитуриентов набирается достаточно; открываются и другие богословские факультеты — в городах Велико Тырново, Шумен, Кырджали. Женщины находят свое место в Церкви, потому что есть много областей, в которых они могут быть полезными и проявить себя. Они специализируются: преподают религию в школах, ведут телевизионные и радиопередачи, занимаются журналистикой. Они становятся супругами будущих священников и способствуют их деятельности. Таким образом, в семье достигается единомыслие, я бы сказал, богословское единомыслие, что очень полезно. При каждом приходе можно поддерживать молодежную секцию, и работу с женщинами возложить на супругу пресвитера, если она, конечно, обладает подготовкой и желанием для такой деятельности, которая может приносить хорошие плоды.
— Вы выпустили компакт-диск с Вашими песнями «Жизнь и песнопение». Как родилась идея этого альбома? Насколько я знаю, это первое музыкальное произведение нашего владыки.
— Еще в детстве меня и моего брата родители водили на православные богослужения. Наша мать была исключительно верующим и в большой степени музыкальным человеком. Она с любовью участвовала в церковных хорах при столичных храмах. И дома она старалась внушить привязанность к церковному пению, нам, детям, оно было приятным занятием, и мы его полюбили. И вот, можно сказать, что мы посвятили свою жизнь службе Богу, а большая часть богослужения в храме — песнопение. Мои близкие и знакомые, ценители церковной музыки, поощрили меня составить на память несколько песнопений так, как они слушали их в моем исполнении. Это желание подкрепили издатели диска — журнал «Болгарское дипломатическое обозрение». Благодарю Бога за то, что он мне дал силы осуществить эту нелегкую и ответственную работу. А насколько мне удалось приблизиться к искусству — пусть скажут слушатели. В работе меня вдохновляла отмеченная в прошлом году девяностая годовщина со дня рождения Его Святейшества Патриарха Болгарского Максима. Диск был посвящен этой замечательной дате, с большим почтением к патриаршему достоинству Его Святейшества и с признательностью ему самому, как предстоятелю Болгарской Церкви и моему духовному отцу.
— В завершение беседы — наш традиционный вопрос. Как по-вашему, в каком благословении нуждается современный человек? Чего мы желаем ему? Что нужнее всего?
— Вера, ум и разум, здоровье, мир и благоденствие.
С митрополитом Неофитом беседовала Антонина Мечкова, г. Новинар
РелигияБГ