Русский Народный Собор заложил концепцию экономического развития государства
Принятием «Свода нравственных принципов и правил хозяйствования», завершил свою работу Восьмой Всемирный русский народный собор. Этот краткий, но точный документ, заложил основу экономического развития нашей страны. В частности он сжато и точно обрисовал курс налогового, административного и правового реформирования, рассмотрел проблемы экологии и трудовой дисциплины. «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества», — гласит первая статья документа. В ней отмечается, что «исторически российская духовно-нравственная традиция по преимуществу склонялась к приоритету духовного над материальным, к идеалу самоотвержения личности ради блага народа», но «крайности такого выбора приводили к страшным трагедиям». «Мы должны создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные устремления личности и общества», — считают разработчики нового нравственного кодекса. «Богатство — не самоцель. Оно должно служить созиданию, достойной жизни человека и народа», — говорится во второй статье. А бедность, согласно статье, — это испытание. Бедный человек обязан стремиться к эффективному труду, чтобы выйти из бедственного состояния. «В России главный лозунг делового сословия звучал так: „Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли“, и важнейшая функция государства заключается в эффективном контроле над соблюдением договоренности», — напоминает третья статья кодекса. Один из наиболее интересных принципов (четвертый) гласит, что «человек — не постоянно работающий механизм, и ему нужно время для отдыха, духовной жизни и творческого развития». «Постоянная однообразная работа, даже интеллектуальная, духовно обедняет личность и приводит к ее деградации». — говорится в четвертой статье. Еще одно правило кодекса — «работа не должна убивать и калечить человека». Согласно следующему правилу, государство, общество и бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников и тех, кто не может заработать себе на хлеб. Седьмой принцип свода — строгое разделение политической власти и власти экономической. «Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым, в экономике нет места коррупционерам и другим преступникам», — говорится в документе. В следующей статье указывается, что неуплата налогов — «это хищение у сирот, стариков, инвалидов и других самых незащищенных людей, а незаконный увод капиталов за рубеж равнозначен обкрадыванию своих соотечественников». Особенно подчеркивается, что «производство и все другие виды хозяйствования не должны наносить невосполнимого ущерба природе». «В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты», «безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность», — гласят заключительные правила свода. Конечно, новый документ носит только рекомендательный характер, у Церкви нет реальных инструментов, чтобы проконтролировать его выполнение, но если Правительство, Парламент, все участники экономического процесса, хотя бы чуть-чуть прислушаются к тому, что говорит Русская Православная Церковь и её народ, то Россия получит мощный духовный и экономический импульс, получит курс хозяйственного развития. Среди разработчиков документа — лидер думской фракции «Родина» Сергей Глазьев, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, экономист Владимир Мао, зампредседателя правительственной комиссии по ценным бумагам Елена Катаева, представители Торгово-промышленной палаты РФ и ряда других организаций. «Мы будем встречаться с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, представителями правительства и просить их подписать этот Свод», — заверил участников Всемирного русского народного собора председатель ОВЦС МП, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Нужно ли вообще Церкви вмешиваться в дела экономики? — зададут многие вопрос. Безусловно, нужно. Во-первых, от состояния экономики напрямую зависит состояние социальных институтов государства, его оборонительная способность, в конце концов, экономическое благополучие напрямую связано с физическим здоровьем нации. А Церковь всегда ставила своей задачей заботу о крепости государства и здоровье народа. Кроме того, нравственный выбор человека, живущего в материальном мире, повседневно связан с вопросами денег, и способами их заработать. Поленился человек, день другой, пролежал на кровати и вот он уже на обочине судьбы: его дети не могут поступить учиться, нет денег на лечение престарелых родителей, друзья из-за долгов не хотят разговаривать. В таких условиях рука невольно тянется к рюмке, что ведёт к погибели и души. А вот другой пример: человек преуспевает в бизнесе, он работает по 18 часов в сутки без выходных, не видит детей, не видит жену, мать, отца; где-то далеко позади остались вчерашние знакомые; он пролетает мимо больных и голодных сирот, стариков; на его совести смерти конкурентов. Такой человек живёт, но не видит жизни, не знает утешения своим трудам. Люди ежедневно сталкиваются с подобными проблемами и долг Церкви ответить вопрошающим. Очень хорошо, что Церковь это делает, очень хорошо, что она пытается доступными ей средствами повлиять на развитие государства и общества.