Правая.Ru | 17.02.2005 |
13 октября 2004 года, в 28-й день месяца тишрея по еврейскому календарю, в израильском городе Тиверия состоялась уникальная, невиданная за последние 1 600 лет церемония — открытие нового синедриона. Синедрион — верховный еврейский суд, в состав которого входил 71 человек, — возник в I веке до Р.Х. и просуществовал примерно до 425 г. н.э. Поначалу его заседания проходили в Иерусалимском храме, и самое знаменитое из них — это, естественно, то, в ходе которого был по ложному обвинению осужден на смертную казнь Иисус Христос. Теперь эта ставшая олицетворением беззакония организация снова претендует на роль высшей судебной инстанции Израиля.
Первая попытка вновь собрать синедрион была предпринята несколько веков тому назад в Цфате. В его составе, кстати, был раввин Йосеф Каро — автор небезызвестного «кодекса праведного иудея» под названием «Шульхан Арух». Однако многие авторитетные раввины того времени возражали против этого начинания, в результате чего его пришлось свернуть.
Согласно Талмуду («Мегилла» 17b), синедрион должен быть воссоздан после частичного возвращения евреев из рассеяния, но до полного восстановления Иерусалима. В других местах Талмуда (например, «Эйрувин» 43b) говорится, что пророк Илия явится перед синедрионом для того, чтобы возвестить приход машиаха (то есть в христианском понимании — антихриста).
В наши дни одним из лидеров движения за воссоздание синедриона является Йешай Баавад. По его словам, в предшествовавшие первому заседанию несколько месяцев 71 раввин «получил специальное рукоположение в соответствии с правилами Маймонида». Эти раввины представляют все разновидности современного иудаизма, но их членство в синедрионе не является постоянным — все они заранее согласились уступить свои места более уважаемым кандидатам, когда таковые появятся. «Гораздо важнее сам факт воссоздания этого института, — сказал Йешай Баавад. — Те, кто входят в него сегодня, вовсе необязательно будут входить в него завтра. Но цель состоит в том, чтобы в Иерусалиме был один верховный раввинистический совет, который собирался бы раз в месяц для вынесения решений по самым важным вопросам и проблемам. Эта необходимость диктуется потребностями как нашего поколения, так и нынешнего момента.»
Одним из участников церемонии был директор Института храма в Иерусалиме раввин Израэль Ариэль. «Станет ли этот синедрион тем самым, которого мы все ждем, будет понятно только со временем, — сказал он. — Сегодняшняя церемония — это на самом деле возобновление процесса рукоположения <священников для Третьего храма – Л.З.>, который начался несколько месяцев тому назад. Мудрецы Талмуда описали десять стадий изгнания синедриона из Иерусалима в другие города, последним из которых стала Тиверия, и это то самое место, в котором, по пророчествам, он должен быть воссоздан и откуда он впоследствии должен быть перенесен в Иерусалим».
Открытие синедриона стало возможным после рукоположения одного раввина, кандидатура которого была согласована большинством израильских раввинов и утверждена бывшим главным раввином сефардов Овадией Йосефом и главным ашкеназийским раввином Йосефом Шаломом Элияшивом. Теперь этот раввин, пожелавший, как, впрочем, и многие другие его коллеги, сохранить свое имя в тайне, считается получившим истинное рукоположение, восходящее к Моисею, что позволило ему рукоположить остальных вошедших в синедрион раввинов.
Итак, в середине октября состоялось открытие нового синедриона, а уже в начале декабря его члены, стараясь особенно не привлекать к себе внимания, совершили паломничество на Храмовую гору. В этом мероприятии принимали участие около 50 недавно рукоположенных раввинов, а перед восхождением все они прошли ритуальное омовение в «микве».
«Одна из мицв <предписания, регулирующие жизнь иудаиста – Л.З.>, не связанная с какой-то определенной эпохой, но связанная с нашим пребыванием в Израиле, состоит в учреждении синедриона, — сказал в интервью Израильскому национальному радио раввин Меир Ха-Леви. — Рамбам очень точно описывает этот процесс в „Мишна-Торе“. Когда он писал ее, синедриона не было, а значит, он описывал шаги, необходимые для его создания».
«У нас нет никакого выбора, — подтвердил это мнение сотрудник Института храма раввин Хаим Рихман. — Учреждение синедриона является религиозным предписанием». Рихман также выразил надежду на то, что восстановление синедриона произведет революцию в израильской юриспруденции. Отказавшись обсуждать с журналистами, какие именно вопросы стоят на повестке дня синедриона, Рихман сказал, что одна из главных задач состоит в объединении сефардийской, ашкеназийской, хасидской, модернистской и других ветвей современного иудаизма, а также в приведении разнообразных иудаистских обрядов к единому стандарту.
Но в начале января 2005 года состоялось очередное заседание синедриона, на котором обсуждались уже весьма конкретные вопросы: технические и процессуальные аспекты проведения заседаний; темы, которые предполагается выносить на повестку дня в будущем, а также возобновление пасхальных жертвоприношений. И уже тот же самый раввин Рихман охотно перечислял журналистам вопросы, которые собирается рассматривать синедрион: «разводы, аборты, экономические проблемы, образование и многое-многое другое».
«Синедрион успешно преодолел значительные трудности, возникшие на первом этапе его воссоздания, — сказал Израильскому национальному радио представитель этой организации по связям с прессой (имя которого, отметим в скобках, опять же не указано), — а именно возвращение настоящей „семихи“ <истинное раввинистическое посвящение – Л.З.> в Израиль и историческое заседание в Тиверии, на котором раввины официально восстановили синедрион. Мы считаем, что эти достижения необратимы».
В дополнение к темам, перечисленным Рихманом, синедрион, согласно составленному входящими в него раввинами списку, собирается рассматривать следующие вопросы: стандартизация требований, предъявляемых к кошерным продуктам; точная величина древнееврейской меры длины, которая в Библии называется «локоть» (включая многочисленные смежные аспекты этой проблемы, в том числе и определение точного местоположения алтаря на Храмовой горе); безработица; оказание помощи испанским и португальским евреям, чьи предки были вынуждены принять христианство; потерянные колена Израилевы; стандартизация сефардийских и ашкеназийских обрядов; процессуальная сторона принятия решений синедрионом; иностранные рабочие в Израиле; объединение религиозных партий; восстановление монархии и царского дома Давида; разработка морально-этического кодекса для израильской армии, поскольку принятый сегодня кодекс основан исключительно на светских законах и т. д. и т. п.
На этом заседании также был зачитан доклад о возобновлении пасхальных жертвоприношений, хотя некоторые члены синедриона считают, что время для них еще не пришло, и предлагают дождаться того момента, когда откроется точное местоположение алтаря на Храмовой горе.
«Главный результат этого заседания состоит в том, что раввины, принадлежащие к разным ветвям иудаизма, смогли вместе обсудить такой вопрос», — сказал Михаэль Бар-Рон.
Как легко можно было предположить, в ходе заседания была поднята проблема «отделения» от палестинцев, но действующий председатель отказался разрешить дискуссию до тех пор, пока среди присутствующих не найдется хотя бы один раввин, искренне поддерживающий этот план. Ни одного такого раввина не нашлось.
Очередное же заседание нового синедриона состоялось на минувшей неделе, и главным вопросом, который на нем обсуждался, было как раз точное местоположение Храма. Входящие в синедрион раввины выслушали мнения многочисленных экспертов относительно того, в какой именно части Храмовой горы располагался Храм. Многие подчеркивали, что поиски затрудняются тем, что на Храмовой горе никогда не проводились археологические раскопки, а мусульмане «предпринимают постоянные усилия для уничтожения исторических свидетельств о Храме».
Естественно, от успешного решения этого вопроса зависит многое — в частности возобновление пасхальных жертвоприношений и, в конечном итоге, строительство третьего и последнего Храма. И хотя специалисты расходятся в том, где именно стоял Второй храм (а некоторые уверены, что определить его точные координаты вообще невозможно), подавляющее большинство считает, что он находился либо на том месте, которое сегодня занимает мечеть Омара с ее знаменитым на весь мир золотым куполом, либо немного севернее. Итоги этой дискуссии, в которой участвовали раввины, археологи и ученые, являющиеся специалистами по истории Храмовой горы, будут подведены специально создающимся сейчас для этой цели комитетом синедриона. Изучив отчет, который должен будет представить этот комитет, синедрион уже вынесет окончательное решение относительно того, может быть точно определено местоположение Храма или нет.
Комментировать подобные «новости» как-то даже и неловко. Круг вопросов, по которым собирается выносить решения синедрион, говорит о том, что мировое еврейство сейчас консолидируется для какого-то очень важного этапа в своей истории. О степени его важности можно судить по тому, что самыми главными объявляются темы, так или иначе связанные с Храмовой горой. Время уплотняется у нас на глазах, и темпы, которыми сегодня идет подготовка к восстановлению Третьего храма, еще совсем недавно могли бы показаться нереальными. Напомним только, что это тот самый храм, для строительства которого придется снести одну из главных мечетей в мире. Тот самый храм, в котором воссядет для управления миром машиах-антихрист.
обзор иностранной прессы Леонида Зернова, Нью-Йорк
14.02.2005