Труд | Анри Вартанов | 17.02.2005 |
Он посвящен истории гражданской войны — не только отдельным ее страницам и персонажам, но и в целом той беспримерной трагедии, которую пережила наша родина в первой трети минувшего века (а не только нескольких послереволюционных лет, как обычно датируют эти события). Сражения Красной и Белой армий, которые неплохо известны нашей широкой публике по большому числу книг, спектаклей, фильмов, были на самом деле верхушкой массива гигантских социальных потрясений в России, начало которых приходится на рубеж ХIХ и ХХ веков.
Разумовский взял на себя труд в двадцати выпусках проследить события этого периода. В отличие от иных своих коллег, которые, удобно расположившись в кресле, зачитывают тексты, подготовленные редакторами, он всякий раз отправляется в те самые места, где происходили события, месит грязь на сельских дорогах, заходит в крестьянские и господские дома. Иные из них стали сегодня краеведческими музеями, другие по-прежнему стоят в руинах.
От тех дней очень мало осталось фото- и кинодокументов. И Разумовский проявляет немалую изобретательность: то он включает в свой рассказ обнаруженные в архивах давние детские рисунки, на которых изображены события 1917-го, то обращается к письмам, дневникам, мемуарам очевидцев, то цитирует литературную классику.
Все, что Разумовский делает в эфире, он объединяет общим названием «Кто мы?». Для него этот вопрос предваряет два других, ставших у нас уже классическими: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Нет, пожалуй, в наше время лучшего средства общественного самопознания, нежели ТВ. Вспомним хотя бы телепрограммы недалекого прошлого — «Взгляд», «До и после полуночи», некоторые другие — в них миллионы людей «узнавали себя», сверяли свои представления о многом вокруг.
С каждым годом число передач такого рода становится все меньше. Сократилось количество ток-шоу, в которых бы ставились некие масштабные, с мировоззренческой подоплекой вопросы: теперь предпочтение отдается локальным темам… Мы уже привыкли видеть бесконечные женские передачи, где «жизнестроительный» вопрос — «Что делать?» — сводится в конечном счете к кулинарной теме. А в не менее распространенных программах на криминальные темы другой русский вопрос — «Кто виноват?» находит однозначный ответ в статьях Уголовного кодекса.
В последние дни я специально следил за передачами, в которых есть, казалось бы, попытка выйти за пределы узкой утилитарности. «Народ хочет знать» в минувшую пятницу (очевидно в преддверии Дня святого Валентина) задался вопросом: «Гражданский брак — это свобода или ловушка?» В качестве двух главных спорщиц, отстаивающих достоинства двух основных форм союза полов, выступали «звезды» поп-музыки. Чего ж удивляться, без представителей этой профессии сегодня не обходится ни один тележанр. В финале довольно вялой дискуссии, во время которой никто не отреагировал на слова священника, напомнившего еще об одной форме брака, дамы спели. Общественное самопознание состоялось.
В вышедшей днем раньше теледискуссии «К барьеру!» обсуждалась тема покруче: однополые браки. Очень, надо думать, актуальная для нашего общества проблема. И тут тоже в числе и дуэлянтов, и их секундантов были узнаваемые лица из мира шоу-бизнеса. И тоже вскоре стало ясным, что главная цель передачи — любыми средствами добиться высокого зрительского рейтинга.
Наконец, в понедельник на этой неделе «Версты» в прямом эфире обсуждали тему «Льготы и привилегии начальства». В студию пригласили депутатов Госдумы и сенаторов. Вот, казалось, повод узнать, «кто мы». Узнали. Представители начальства подробно, с приведением множества фактов, доказывали, что все нынешние их льготы крайне необходимы: без них страна остановится. Рядовым зрителям, которым слова в споре не дали, осталось только сказать по одной короткой фразе уже после завершения программы, на выходе. Если б думцы и сенаторы слышали, что говорили эти люди…