Русская линия
Православие.Ru Дарья Рощеня16.02.2005 

Золото московских реалистов

«Москворечье»

Москвореченец — это диагноз. Это принадлежность, с одной стороны, к старой академической школе живописи. С другой — единодушие и согласие в понимании термина «художник». По словам одного из участников выставки Ильи Коваленко, «русский художник — и паломник, и православный христианин. Это в традиции». Прежде всего, это в традиции самого творческого объединения, сложившегося в конце 80-х годов. «В стране тогда происходили неоднозначные процессы, — напомнил искусствовед Виктор Калашников. — Группа художников проявила инициативу и желание создать жизнеспособное и могущее существовать в быстроменяющемся мире творческое объединение. Они не противопоставили себя Союзу художников, потому как работали в другом ритме, но главное их отличие не в этом. В том, что эти люди преданы единому представлению о художественном творчестве при сохранении яркой творческой индивидуальности».

Состав «Москворечья» разновозрастный — это и академики, заслуженные художники России, и даже династии, но в большинстве своем — выпускники Суриковского художественного института. И те, кто окончил МГХИ в далекие 60-е, и те, кто вышел из стен института вчера.

По мнению Калашникова, способность привлекать к себе новые силы — убедительное доказательство жизнеспособности объединения. «Молодежь тянется и сопоставляет себя с мастерами, последние учат своим примером, каким должен быть художник», — говорил искусствовед на открытии выставки. Именно мастера, «старики» определяют ту высокую планку требовательности, которую на протяжении многих лет держит «Москворечье».

Русский реализм для Китая?

Чуть больше года назад Михаил Юрьевич Кугач, бессменный лидер «Москворечья», в одном из своих интервью сокрушался о плачевной ситуации в нашем искусстве. О том, что реализм, как художественное направление, давно уже не в моде в нашей стране. В то время как во всем мире реалистическая школа, и в первую очередь российская, ценится очень высоко и дорого. Полотна художников-реалистов приобретают все, кому не лень — англичане, французы, американцы и, как ни странно, китайцы. Именно китайских коллекционеров Михаил Юрьевич назвал спасателями российских живописцев. Ситуация не меняется и сейчас.

Впрочем, не будем так категоричны. Работы москвореченцев, в том числе недавних выпускников художественных вузов, находятся и в частных российских коллекциях, в галереях Москвы, Коломны, Рязани, Твери, Тулы. В 2002 году в ЦДХ состоялась крупная выставка «Связь времён», на которой целая династия талантливых художников Кугачей представила свои полотна. Старшее поколение — академик Российской Академии Художеств Юрий Петрович Кугач и его супруга Ольга Григорьевна Светличная (ученики Крымова и Грабаря). Среднее — Михаил Юрьевич Кугач. И молодое — внуки прославленного живописца Иван Михайлович и Екатерина Михайловна. Правда, тогда выставка была приурочена к 85-летию академика. В 2003 году была еще экспозиция на Поклонной горе. И затишье.

Минкультуры почему-то по-прежнему делает ставку на авангардное искусство, которым переполнены выставочные залы и галереи. Члены художественного объединения неравнодушны к сложившейся ситуации. Молодой художник Илья Коваленко, выступавший на открытии выставки, без тени иронии сказал: «Художник не тот, кто умеет рисовать картину, а человек, который умеет видеть красоту в натуре. Видеть и передавать. Все иные пути, пути ухода от натуры, я вижу путями погибели. Постигая красоту натуры, художник не должен работать один. Должна быть преемственность традиций — это путь русского художника». И все же. Каков бы ни был пафос выступлений и негодование от несправедливости, художники на открытии сияли. «Два года мучений, рыданий. Я почти счастлива», — шепнула одна из участниц выставки своей подруге.

Сюжетный плюрализм

Творческое общение художников начиналось на академической даче под Вышним Волочком, куда выезжал и стар, и млад. На пленэрах в Ростове Великом и Архангельском художники вместе собирались и писали картины в абсолютно разных жанрах. Разножанровость и вместе с тем духовная общность — определяющая черта объединения. Пейзажи, портреты, натюрморты, интерьеры на выставке преследуют одну цель — во всем великолепии показать «Родную землю». Именно так кураторы проекта назвали выставку. Зритель вряд ли найдет логичным перемежение «Ледохода на Устюге» с «портретом Ильи», интерьером спальни в картине «Интерьер. Вечер» и букетом флоксов. Сами художники убеждены, что отсутствие выраженной последовательности и логики в расположении картин, неожиданный хаос — безусловный плюс выставки. Потому что в рамках небольшого проекта (чуть больше пятидесяти полотен) и «Родная земля», и работа самого художественного объединения — показаны в многообразии.

Действительно, разножанровость работ поначалу даже пугает. «Зачем и почему их повесили рядом?» — может задаться вопросом недоумевающий зритель. «Весна. Терраса» Виктории Самсоновой — очаровательна. Освещенная утренним солнцем терраса, детская лошадка-качалка, развевающаяся на веревке пеленка в мелкий цветочек и забытая на перилах книга, страницы которой листает весенний ветер. Сдержанность и композиционная простота, легкость, ясность и, как сказал бы искусствовед, — сделанность работы не позволяют пройти мимо. Но что объединяет эту «Весну» с рядом висящей картиной Германа Незнайкина «Брянск, XIX век»? Как зритель — я в тупике. Брянская ярмарочная площадь, повозка, редкий народ? А может быть, присутствие на картине детской карусели? Ну, уж точно нет ничего общего у первых двух с работой «Вечер. Интерьер». Последняя воскрешает воспоминания о советской действительности: кухонный стол со знакомым металлическим чайником, аскетичная кружка с заваркой и распростертая для чтения газета. Ответ приходит сам собой — сделанность, сдержанность, профессионализм и «любовь, с какой художники относятся к своему ремеслу, к предмету, который он изображает, плюс к Богом избранному миру». Это если цитировать Виктора Калашникова.

Художники «Москворечья» предельно непохожи. Непохожи, кажется, даже в собственных полотнах. Примеры буквально один над другим, в дуэте, а то и квартетом размещены на широкой стене выставочного зала. Картина Григория Чайникова «Интерьер церкви Николая Чудотворца в Пьетро» может показаться мрачной, в основном из-за темного фона и неярких красок. Кто-то назовет сам сюжет фотореалистичным. Но любой зритель, безусловно, удивится, насколько отличается манера письма и настроение от висящего по соседству его пейзажа «Мокрый снег». Где торжествует весна, птичья стая, поднявшаяся над серыми избами, и голубые крыши колокольни и храма на фоне прозрачного неба. Далеко не репортажный сюжет.

Работы Владимира Акиньшина на выставке — это трио солистов из разных номеров концерта. Натюрморт, портрет, пейзаж. Причем речь об одном концерте. Глядя на спелые антоновские яблоки, лежащие на большом белом подоконнике в картине «Дождливый день», кажется, что ощущаешь их сладковатую кислоту во рту. Откуда этот реализм, правдоподобность и натуральность? Какими средствами художник добился такой естественности? Может, виноваты потоки летнего дождя, стекающие по стеклу? А женщина, задумавшаяся над письмом в картине «Письмо», с тревогой смотрящая в окно? Что делает ее фигуру столь напряженной и взволнованной? Застеленный белой скатертью стол с букетом мальвы? А по-левитановски написанный «Вечер у Заводи» с мостиком, дорога через который уходит в лес за заходящим солнцем? Не устану в сотый раз повторять — картины разные. Тем они и обескураживают, тем и пленяют. На эти шарады для зрителей, возможно, дал подсказку Виктор Калашников. Он сказал, что художников «Москворечья» отличает «предельность проступающей в рисунке мысли, которую доносит автор».

Мне удалось перемолвиться буквально парой слов с художницей Викторией Самсоновой. «Что вам нравится самой?» — спросила я. Сделав паузу, она начала перечислять: «Письмо» Акиньшина, «Коробочка» Куриловой, «Зима» Игоря Раевича, «Праздничный натюрморт» Кати Кугач… Потом запнулась. «Мы привезли свои лучшие работы, из золотого фонда… Ах да, еще «Вечер. Интерьер».

— Тот, который с чайником? — уточнила я.

— Тот самый, — кивнула Виктория. — Не видела картину уже лет пятнадцать! Я помню, девочкой первый раз увидела ее и полюбила. Соскучилась.

И мне вдруг стало понятно, почему «Вечер. Интерьер» висит рядом с картиной «Весна. Терраса». Это же проще простого! Это соседство любимого учителя с блестящим учеником.

Удивиться произведениям художников творческого объединения «Москворечье» можно в Картинной галерее Паломнического центра РПЦ по адресу Мичуринский проспект, 8/29. Выставка предположительно продлиться до первого апреля/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика