Труд | Наталия Лескова | 10.02.2005 |
— В апреле 2004 года в печати появилось сообщение о том, что турецкое правительство наконец-то разрешило научные исследования на Арарате, — рассказывает Чернобров. — Сразу пошли заявки на проведение экспедиций. Однако когда первые из них прибыли в Турцию, правительство изменило свое решение. Под предлогом неспокойной обстановки в курдских районах было запрещено появляться на горе ученым, потом — журналистам. Тем не менее мы рискнули предпринять попытку экспедиции.
До Трабзона команда из шести человек добралась на пароме. На следующий день отправились автобусом через перевалы и верховья реки Евфрат в сторону иранской границы.
Существует туристический маршрут восхождения на Арарат по южному склону горы. Нам этот вариант заведомо не подходил: экскурсия за 600−700 долларов с носа совершенно не рассчитана для каких-либо исследований. К тому же спутники сфотографировали «что-то похожее на ковчег» на западном склоне. Там же, если верить сообщениям в печати, находится другой странный объект: он видится похожим на «отпечаток днища большого корабля"… Таким образом, было принято решение подниматься самостоятельно, без всяких проводников, по западному склону. Для этого пришлось спланировать целую операцию по проникновению в закрытую военную зону. Мы добирались до вершины четыре дня.
— То и дело над нашими головами появлялся натовский вертолет: группа едва успевала уйти с открытого места, — продолжает Чернобров. — Нам так и не удалось выяснить, почему турецкие власти никого не пускают на западные отроги легендарной горы, где не оказалось никаких военных объектов. Может, прячут от любопытных глаз нечто не менее интересное?
Никто не ожидал, что первое открытие случится уже в первый день на высоте около 1950 м. Осмотрев после очередного перевала открывшуюся низинку, не могли отделаться от чувства, что уже где-то ее видели. Но где? Вспомнили знаменитое фото, которое кочует из одного сайта Интернета в другой. Знакомое плато, холмы… А вот и тот самый остов длиной около 200 метров. При ближайшем рассмотрении «корабль» оказался сложенным из камней и припорошенным землей загоном для скота. Одной легендой стало меньше…
На третий день закончилась припасенная вода. Ручьи от тающей снеговой шапки, до которой, по расчетам, должны были уже дойти, все не появлялись…
На четвертый день добрались до вершины. Невероятное зрелище открылось неожиданно. Лежащее на боку «судно» длиной более 200 метров оказалось каменным карнизом вулканического происхождения. Но как похоже! Природа будто специально создала обтекаемые «корабельные» обводы. А поперечный каркас белого цвета — это свисающие сверху сосульки длиной 30−50 метров, шириной с железнодорожный вагон.
— Ковчег на Арарате в «коридоре» нашего маршрута обнаружить не удалось, надежд на то, что он там когда-нибудь был, почти не осталось, — полагает Чернобров. — Теперь нужно осмотреть другие склоны горы, чтобы длящиеся многие годы разговоры о Ноевом ковчеге перешли из области гаданий и домыслов в область фактов.