Русская линия
Санкт-Петербургские ведомости10.02.2005 

На взлете жизни тысячи россиян стремятся покинуть этот мир

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки распространила документ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков». В нем рекомендуется провести в 2004/2005 учебном году ряд мероприятий по профилактике суицида в образовательных учреждениях страны, информировать детей и подростков о работе телефонов экстренной психологической помощи.

По мнению проректора Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования доктора психологических наук Александра Колеченко, проблема настолько остро поставлена впервые. Вот что он говорит:
— С каждым месяцем все больше детей по собственному желанию уходят из этого мира. Им уже не понадобятся те глубокие знания, которые мы им пытаемся дать…

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 1998 года Россия по статистике самоубийств занимает печальное первенство. В год регистрируется не менее 51 тысячи случаев самоубийств, а попыток суицида больше в разы. Причем повсеместно умереть на взлете жизни пытаются или совершают роковой шаг все больше детей и подростков.

Практикующие в питерских школах психологи, специалисты действующих в городе кризисных служб для детей и подростков встретились на научно-практической конференции «Профилактика суицида среди детей и подростков», где обозначили широкий круг причин суицидального поведения.

Мысли о смерти чаще всего преследуют детей, на глазах у которых произошло что-то страшное, или они сами стали жертвами насилия. В зону риска попадают ребята с психическими отклонениями. Конечно, сказывается ранняя алкоголизация и наркотизация части молодежи. К классическим причинам можно отнести духовное одиночество, несчастную любовь, заниженную самооценку своей личности.

Социальное положение вопреки расхожему мнению не играет такой уж решающей роли. Среди группы риска все чаще выявляются учащиеся элитных школ. Это ребята, которые не выдерживают больших нагрузок, боятся оказаться хуже других, подвести родителей, которые возлагают на них слишком большие надежды. Усугубляет тревогу маленького человека с неустойчивой психикой и то, что между учителями и учениками взят курс на чисто деловые отношения.

Да и между самими детьми слабеют дружеские связи. Они, как отмечают педагоги, друг друга не защищают, каждый сам по себе. Когда плохо и в школе, и дома, и на сверстников нельзя положиться, растет разрушительное убеждение: выхода нет, узел можно разрубить, только покончив с этой жизнью. Причем не всякий ребенок понимает, что смерть — это навсегда. Воспаленное воображение рисует картину некоего созерцания оттуда, сверху, на реакцию обидчиков: вот уж я посмотрю, как они тогда будут по мне плакать и мучиться!..

В ряду мотивов суицидального поведения также подражание кумирам, которые свели счеты с жизнью. Статистика прослеживает тенденцию: вслед за одним случаем самоубийства с широким резонансом начинается цепная реакция роковых поступков. Романтизации суицида способствуют Интернет-сайты для самоубийц, где описываются все возможные способы уйти из жизни.

Один из путей профилактики суицида — выявление детей и подростков, попадающих в группу риска, и дальнейшая их реабилитация. Кто же, по мнению специалистов, может оказаться в этой группе? Дети с повышенным уровнем тревожности, эмоциональные и доверчивые, а также дети печальные, «ушибленные» суровыми условиями жизненных обстоятельств маленькие пессимисты. Правда, практические психологи говорят, что бывают случаи, когда в группу риска можно занести целые классы.

Кандидат психологических наук Ирина Захарьева привела пример исследования, проведенного среди учащихся 11-го класса одной из школ города на предмет суицидальных мыслей. Испытуемым называлось слово, которое они должны были продолжить любой фразой. В ответах не было и тени оптимизма! Например, на слово «все» следовало продолжение: «все против меня», «все кончено», «все надоело». На слово «многие»: «многие меня не понимают», «многие меня не слышат», «многие меня раздражают», и далее в том же духе.

— Начинаешь ответы анализировать — сплошная чернуха, — говорит Ирина Захарьева.
Она считает, что усилия педагогов должны быть направлены прежде всего на формирование у ребят позитивной жизненной установки. Только как это сделать? Ведь многие родители и учителя сами загнаны этой жизнью в угол — все же взаимосвязано.

По каким признакам можно определить, что у ребенка, подростка зреет сознательное стремление уйти из жизни? Рецептов на все случаи жизни нет. Но взрослых и сверстников должны насторожить резкая смена поведения, повторяющиеся разговоры-реплики о смерти, раздача на память близким ценных вещей…

Куда можно позвонить в трудную минуту?

234−34−00 — городская кризисная служба для детей и подростков;

350−41−86 — телефон доверия для подростков;

324−65−52 — Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика