Русская линия
Санкт-Петербургские ведомости Сергей Глезеров28.01.2013 

Встретятся Рюрик и Вещий Олег

В первой половине февраля будет проходить выставка проектов будущего памятника в Старой Ладоге, посвященного 1150-летию зарождения российской государственности. Открытый конкурс был объявлен в октябре прошлого года, когда отмечалась эта дата; конкурсные заявки принимаются в Выставочном зале правительства Ленобласти; итоги подведут в середине февраля. О значении памятника и о том, каким он может быть, обозревателю «Санкт-Петербургских ведомостей» Сергею ГЛЕЗЕРОВУ рассказал бессменный руководитель Староладожской археологической экспедиции доктор исторических наук Анатолий КИРПИЧНИКОВ.

— Анатолий Николаевич, почему все-таки речь идет именно о Старой Ладоге?

- Основание русского государства связано тесным образом как раз со Старой Ладогой, которая в древности была городом Ладогой. Именно туда в 862 году, согласно летописи, был позван скандинавский выходец Рюрик. Спорят о его принадлежности к варягам, ободритам (западным славянам) или вообще к русским. Известно, что славяне и финны собрались на вече и стали спорить: откуда приглашать — от хазар, от полян, от дунайчев? Спорили-спорили и решили: пошлем к варягам. Варяги — это скандинавы, поэтому «пошлем к варягам» — значит «в Скандинавию». Шведы считают, что это их выходец, датчане себе приписывают Рюрика.

Важно другое: нужный человек в нужное время и в нужное место был послан. Неважно, кто был этот человек по национальности: для тех, кто его призвал, это не имело никакого значения. Важно было, что это опытный полководец, политик, уже зарекомендовавший себя.

— Зачем вообще нужно было звать стороннего человека?

- В летописи это объясняется немножко наивно: мол, были междоусобицы, стали враждовать друг с другом. Мне кажется, позвали они вовсе не потому, что враждовали между собой. Было и другое обстоятельство: летопись обозначает, что несколькими годами раньше славяне изгнали варягов, которые собирали с них дань. И теперь им, опасавшимся мести со стороны скандинавов, надо было срочно найти человека, который знал воинские повадки того народа, которого они боялись. Славяне сделали очень умный шаг — обратились к человеку из рядов тех же варягов и оказались гениально правы. На протяжении 150 лет после призвания Рюрика с братьями Синеусом и Трувором не было никакого нашествия со стороны варягов. Только в конце Х века они появились на северных землях Руси.

У нас принято считать, что славяне были дикими, неграмотными людьми. Ничего подобного! Уже одним этим выбором, призвав Рюрика, они показали, что достаточно организованны и мудры.

— Чем же прославился Рюрик?

- Он дал основание новой династии, правившей Россией до конца XVI века. Началось все в Ладоге: она была первым стольным городом, то есть столицей. Потом Рюрик переселился — и это в летописи указано — в Новгород. На самом деле речь идет о «предНовгороде» — Рюриковом городище: Новгорода на его нынешнем месте еще не было, археологи это доказали.

Преемник Рюрика, Олег Вещий, дошел до Киева и объявил его «матерью городов русских». За двадцать лет, с 862-го до 882 года, возникло громадное государство в Восточной Европе — такого прецедента в Западной Европе не было. Таким образом, у начала русского государства стоят две крупные фигуры: князь Рюрик и князь Олег. Они оба были мудрыми государственными людьми, великими созидателями. Они создали управленческий аппарат, многоплеменное войско, стали строить крепости, в том числе и в Ладоге.

Идея поставить памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге возникла у меня давно. Уверен, они должны быть изображены вместе: один начал создавать державу в Ладоге, другой закончил в Киеве. Когда появился новый губернатор области Александр Дрозденко, я обратился к нему с этой идеей. Он поддержал. В октябре прошлого года был заложен закладной камень на древней Варяжской улице, надпись на нем гласит: «На этом месте будет установлен памятник князьям Рюрику и Олегу — великим создателям русского государства. 862 — 882».

— Как вы себе видите этот памятник?

- Рюрик сидит на каком-то деревянном, скорее всего, троне, в гражданской одежде, на голове — княжеская шапка. На его колене — грамота с условиями, на которых он был призван. Рядом стоит Олег — вооруженный, с мечом, со щитом, в шлеме. То есть один — миролюбивый, а другой — талантливый воин.

Как они выглядели, нам неизвестно. Скульптор Микешин, изображая Рюрика в числе персонажей русской истории на памятнике 1000-летию России в Новгороде, передал свое собственное видение его внешности. Так что и теперь на все будет воля художника.

Сроки установки памятника не обозначены. Сомнительно, что можно будет успеть к Дню Ленинградской области в этом году. На месте будущего монумента к тому же нужно произвести и археологические раскопки. Только уже после этого можно будет закладывать фундамент. Тут не надо спешить. Юбилей прошел, так что мы теперь свободны.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 295 894@SV_Articles


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru