Русская линия
Русская линияМитрополит Астанаский и Алматинский Мефодий (Немцов)17.09.2004 

Оторвавшись душой от отечества земного, не приобретёшь и Отечества Небесного
Проповедь по завершении Божественной литургии в воскресенье, 5 сентября, в Вознесенском Кафедральном соборе Алма-Аты

Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с воскресным днем.
Прежде, чем мы с вами порассуждаем на тему прочитанного за богослужением Евангельского повествования, я хотел бы напомнить о том, что сегодня за Литургией мы молились об упокоении невинно убиенных отец, братий, сестер и чад, погибших в той необъяснимой и жуткой трагедии, которая совершилась на прошедшей неделе в Осетии, и развитие которой все мы с вами наблюдали по средствам массовой информации. Эти ужасные события, развернувшиеся в небольшой Северо-Кавказской республике, являются бесчеловечным актом, потрясшим не только Россию, но и весь мир своей жестокостью и цинизмом.
В истории нашей страны есть немало трагических страниц, нами пережито не одно тяжелое испытание. Вспомним, к примеру, потрясения и жертвы, понесенные нашей Родиной в годы Великой Отечественной войны, когда многие положили жизнь свою на поле брани. Но тогда в этой жертвенности был свой смысл, который состоял в защите своей Отчизны и своего народа. А ныне, в мирное время совершается такое варварское и кровавое преступление, которому трудно дать какое-либо объяснение, найти обоснование, это трудно осмыслить. И здесь мы прежде всего должны вознести свою молитву к Богу о всех тех, кто был убиен в эти трагические дни. А в основном жертвами этой трагедии стали дети, которые ни словом, ни делом не причастны к греховным деяниям века сего. И наша с вами обязанность помолиться Господу об их упокоении, чтобы Сам Он, Милосердный Спаситель, единый в полноте ведающий всё, что совершилось, Отечески определил их загробную участь. И пусть в этой великой скорби Он подаст утешение родственникам и родителям тех, кто не вышел из стен захваченной школы. Ибо только Он может утешить сердце человека Своим Божественным утешением и влить в подавленную горем душу тепло Своей любви.
То, что ныне произошло, произошло не от природных стихий и катаклизмов, не от извержений вулканов и землетрясений, но совершилось от рук греховного человечества. Вот до чего мы с вами докатились и в какое состояние мы пришли! Последние годы мы пребывали в какой-то эйфории: мы возомнили, что наступили какие-то новые времена, принесшие нам некую свободу и демократию, и устремились к удовлетворению своих эгоистичных желаний и утолению ненасытных стремлений, к воплощению каких-то абстрактных планов и построений, не думая при этом о том, что все мы несём ответственность за те процессы и перемены, которые совершаются в нашей стране. Мы перестали быть достойными сынами нашего Отечества и забыли, что от каждого из нас требуется гражданский и человеческий вклад для созидания благополучия и благоденствия нашей земной Отчизны. Но нет, мы в безумии своем полагаем, что другие должны решать за нас все те проблемы, которые ставит перед нами это апокалипсическое время. Пусть Президент, Правительство определяют судьбу нашей страны. А мы в это время по быстрому, пока есть возможность, устроим свои личные дела, полагая в основу своего бытия такие безумные разрекламированные тезисы, как: «Бери от жизни все», «Живи, как хочешь», «Живи сегодня». Увлекшись этой погоней, мы забыли о духовном основании своей жизни и, не имея нравственных корней, покатились, как от суховея, от дуновения безумных веяний века сего. Мы прельстились многими соблазнами, как созревшими внутри нас, так и заброшенными нам из вне, которые мы, как наживку, проглотили. И так мы ими увлеклись, что забыли о том, что каждый наш шаг, и каждый помысел должен быть согласен с волей Божией, с Божественным о нас замыслом. Только тогда наши действия будут правильными, будут верными, будут спасительными. И будут, наконец, безопасными. Но мы забыли об этом и ринулись удовлетворять жажду своих желаний и воплощать всё то, чем не успели насытиться в прошедшие годы. И таким образом мы распыляем свою жизнь, отрываемся душой от Отечества земного и не приобретаем Отечества небесного.
И изо дня в день нашу страну, наши города и веси сотрясают известия о губительных деяниях падшего человека. Но если мы откроем Евангелие и прочитаем главу, где ученики спросили своего Божественного Учителя: «Какой признак пришествия Твоего и кончины века?» (Мф. 24, 3), то услышали ответ: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой», но здесь же Господь указал и признаки кончины века: «И восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения…» (Мф. 24,7), «Предаст же брат брата на смерть и отец детей…» (Мр. 13, 12), «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). И тогда знайте, что «близко, при дверях» (Мф. 24, 33). Тогда приблизится и наступит час, когда каждому из нас предстоит дать ответ о делах всей своей жизни. И вот сегодня мы только и слышим о варварских злодеяниях, от которых сотрясается земля под ногами. Но и это нас не останавливает, мы не повергаемся пред Богом в покаянной молитве, не укрощаем своих животных страстей, которые уже подобны шальным коням, вырвавшимся из узды и несущимся в адскую бездну. То, что ныне происходит, лишь на мгновенье заставляет нас задуматься. Даже если это касается наших близких. Даже если мы плачем о них и сожалеем, мы всё равно отворачиваем свое лицо от Создателя. И что мы делаем для того, чтобы установился мир и покой, и установился, прежде всего, в нашей душе? Что мы делаем для стяжания в своей душе Духа Божия, Духа любви и незлобия? Чтобы, стяжав Его, поделится Им с нашими близкими? Но нет этого. В душе нашей буря, тревога, смущение и всё те же лживые устремления и пустые надежды, уводящие нас из Отеческого дома на страну далече.
Недавно я перечитывал письма священномученика Иоанна Стеблина-Каменского, пострадавшего в 1930 году. Будучи в заключении на Соловках, он писал своим духовным чадам: «Горе тому человеку, который считает, что судьба его зависит от злой воли или мимолетных ошибок другого человека. Ибо „…все пути от Господа исправляются“». В этом письме, приводя слова Псалмопевца Давида, отец Иоанн напоминает нам о том, что наше упование должно быть основано на вере в Бога и Его благой промысел о каждом из нас. И, имея в душе это упование, мы не совершим в нашей жизни оплошности, не сделаем опрометчивого шага, и не сможем даже помыслить о том, чтобы причинить другому человеку боль, страдание и, тем более, не дерзнем оборвать его жизнь.
И рассуждая таким образом, мы можем сказать, что всё, что происходит ныне с человечеством, происходит от того, что оно утратило живую связь с Богом, сошло со спасительного пути и, увлекшись погоней за наслаждениями, комфортом, за удовлетворением своих страстей, попрало в себе образ Божий, уподобившись тому, кто первый восстал против своего Творца и Создателя.
Благодарение Богу, что мы с вами, братья и сестры, проживая в Казахстане, не испытываем на себе тех потрясений, которые обрушились ныне на Россию. Господь милует нашу землю и народ, её населяющий, посылая нам благоденствие и мирное житие. В нашей многонациональной и многоконфессиональной республике, благодаря дальновидной политике её руководителей, сохраняется мир между народами и взаимоуважение между людьми различных вероисповеданий. И это достояние надо беречь и преумножать, не забывая о той ответственности, которая на всех нас возложена Богом.
Надо помнить, что настанет время, когда прозвучит труба Архангела и воссядет на престоле Божественный Судия, и весь мир восстанет на последний и Страшный суд, или на Брачный пир, как слышали мы в прочитанном сегодня Евангельском повествовании. И спросит тогда Господь у лукавого и ленивого раба: Почему ты пришел сюда в небрачной одежде?" И скажет слугам Своим, Ангелам: «Выведете его вон, во тьму внешнюю, ибо он в своей жизни отверг тернистый спасительный путь, он не претерпел ни страданий, ни заушений, ни заплеваний, не простил от сердца врагам своим, но прошел сюда широкими вратами и возлег в небрачной одежде для того, чтобы насладиться Царским пиром. Но не достоин он этого пира и общения со святыми».
Так задумаемся еще раз, братья и сестры, над тем, что происходит ныне и сопоставим с тем, к чему призывает нас Божественное Евангелие. Задумаемся и определим, кем мы с вами являемся: либо мы сторонние и равнодушные наблюдатели, устраивающие в этом мире свои земные дела, либо мы с верой в Господа преодолеваем всё, что ниспошлет нам Его Божественный промысел и, уповая на Его помощь и заступление, с именем Христовым на устах пройдем чрез узкие врата, чтобы явиться на Брачный пир облеченными в светлые одежды Христовой благодати, и стать достойными участниками славы вечной жизни с Господом и Спасителем нашим. Аминь.

http://rusk.ru/st.php?idar=1002397

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru