Труд | Пятерим Варфоломеев | 13.08.2004 |
Многие из нас скептически относятся к проявлениям заботы о преступниках. Признаться, и я, грешный, размышлял в том же духе. Ну ладно, инженеры и экономисты, вышедшие из криминальной среды, — еще куда ни шло. Но чтобы священнослужитель, ученый-богослов или преподаватель Закона Божьего были в прошлом опасными преступниками — это кажется немыслимым!
В Липецке я поделился своими сомнениями с протоиереем Александром Зюзей, куратором проекта по «перековке» преступников в праведников. Отец Александр — совсем еще молодой человек. Родился в рабочей семье, окончил Горный институт в Петербурге, работал на шахтах, параллельно изучая историю православия. Был послушником в Задонском монастыре, где стал диаконом, а затем и священником. До переезда в Липецк настоятельствовал в храмах Ельца, а вдобавок к своим непосредственным обязанностям шефствовал над пенитенциарными учреждениями: крестил, исповедывал осужденных, выступал перед ними с проповедями. В общем, хорошо знает обстановку в колониях, быт, нравы и психологию тех, кто оказался за решеткой.
— Действительно, — рассуждает отец Александр, внимательно выслушав меня, — с обывательской колокольни наша инициатива может показаться пустой тратой времени или показушной затеей. Однако мы не ставим перед собой задачу, чтобы осужденные стройными рядами устремились в магистры богословия. Для нас главное — помочь душам оступившихся…
По мнению священника, преступления зачастую совершаются как раз потому, что многие люди живут без Бога в сердце, без молитвы и покаяния. Попав в места заключения, человек с особой остротой размышляет о смысле жизни, ищет ответ на вопрос, почему веками наши предки молились Богу, а потом вдруг перестали, и чем это обернулось для России, для ее народа. «Чаще всего неверие, — продолжал отец Александр, — дитя невежества, интеллектуального и духовного». Он вспомнил некоторые эпизоды из практики общения с обитателями липецких колоний: «Вопросы там задают всякие. И проще — а где царство Божие? И такие: Христос говорит „не убий!“, а как быть на войне?» Люди в местах заключения остаются людьми — со своими достоинствами, недостатками и заблуждениями. Поэтому изучение основ православия, приобщение к высшей мудрости Библии помогут человеку вступить на путь познания себя в Боге и Бога в себе.
Отец Александр убежден: сам процесс обучения способствует нравственному обновлению осужденных. Отбыв срок наказания, они станут руководствоваться не лукавыми «понятиями», а христианскими заповедями. Отвечая же скептикам, протоиерей привел по памяти слова Преподобного Серафима Саровского: «Осуждай дурное дело, а самого делающего — не осуждай». И далее: «Дверь покаяния всем отверста, и неизвестно, кто прежде войдет в нее — ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобой».
Организационно дистантная форма обучения выглядит незатейливо. Осужденные получают необходимую литературу, аудио- и видеотехнику и тематические кассеты. Среди предметов, изучаемых на курсах, — Ветхий и Новый заветы, катехизис, история Православной церкви. Контрольные работы отправляются в институт, где их проверяют и выставляют оценки в заведенные на учащихся журналы. Все, успешно закончившие курсы, после освобождения получат возможность поступить на один из факультетов богословского вуза с перспективой получения диплома о высшем образовании по специальностям: историк, священник, миссионер… Учиться на подготовительных курсах изъявило желание уже более 300 осужденных.
Липецк