Русская линия
Русская линия Леонид Болотин12.08.2004 

Взор наследника державы
К столетию со дня рождения Святого Цесаревича-Страстотерпца Алексия Николаевича

До революции в России власть была не просто Царской и Самодержавной, но и наследной. Так повелось издревле. В древних церковных требниках первой половины XVII столетия помещался «Чин исповеди Православным Царям», где содержались обязательные вопросы Царского духовника, обращенные к властвующему Государю. Среди них были и такие: «Благоверный и Великий Государь, и Великий Князь, имярек, как Величества Сан и Державу, Царства земного Престол, не мздою ли еси приял, или насилием восхитил еси… Животворящий Крест накриве, иноверным царем и королем, и их странам не целовал ли еси…» В покаянии перед ГОСПОДОМ в Церкви все были равны — и черносошный крестьянин, и вельможа, и Сам Государь! Особо ревниво Святая Русь оберегала духовное достоинство Верховной Государственной Власти, её независимость от иноземного господства, то есть Самодержавие, а по-нынешнему — суверенитет. Земное Царство Российское Православное устроялось Церковью и народом Божиим по образу Царства Небесного, а Царь земной по чину своему для подданных был образом ЦАРЯ Небесного. Святитель Филарет Московский так описывал его духовное достоинство: как Один БОГ на Небе — так один православный Царь на земле, БОГ по образу Своего Вседержительства поставил Царя Самодержавным, по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века — Царя наследственного. А в Чине Торжества Православия прежде содержалось утверждение, что Православные Государи возводятся на Престолы по особливому о них Божию благоволению и при помазании на них изливаются дарования Святаго ДУХА к прохождению великого сего звания.
Один из знаменитых богоборцев утверждал, что первейший вопрос всякой революции — это вопрос о власти. Весьма важное утверждение для понимания того, что именно произошло с Россией с нарушением наследственного характера Верховной власти…
Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич в Ташкенте никогда не был. Но тогда, в конце июля 1904 года счастливая весть о его рождении мгновенно разнеслась по всем городам и весям Российской Империи. Не только в столицах — Санкт-Петербурге и Москве, но и в губернских городах (и тем более в столице Туркестанского края Ташкенте — тогда уже неотъемлемой части России) на площадях у кафедральных соборов грохотали праздничные салюты, местные гарнизоны устраивали воинские парады, а принаряженный православный люд высыпал толпами на народные гуляния. Память об этих торжествах жила в народной памяти многие годы.
Но радость была смешана с горечью, ведь шла Русско-японская война, и все же радость рождения Наследника Престола на некоторое время затмила печаль даже на фронте. Войскам было объявлено, что долгожданный Царский Сын назначается Августейшим Атаманом всех казачьих войск Империи. Такова была старорусская традиция, любимая всеми казаками. Весть о рождении Наследника вселяла в сердца ста тридцати миллионов подданных твердую уверенность, что всё устроится — японца победят, доморощенные смутьяны никогда не одолеют могущества Помазанника БОЖИЯ, Россия будет умножать свое величие и богатство!
Почему я вспомнил о Ташкенте? Есть там очень уютный уголок в русской части города, связанный с памятью Цесаревича. Правда, в моем детстве он носил не очень благозвучное название — ТашМИ — Ташкентский медицинский институт. Там когда-то учились обе мои бабушки, а преподавал им знаменитый хирург Войно-Ясенецкий — теперь уже прославленный Церковью Святитель Лука. Помню, как с некой детской болезнью меня возили в ТашМИ на обследование. Из той поездки запомнилось, как взрослые полушепотом, но с какой-то затаенной гордостью говорили: «Здесь раньше был кадетский корпус имени Царевича Алексея». (Кстати, именно этот медицинский городок описан в известном романе А.И.Солженицына «Раковый корпус».) Но тогда в детстве я ещё не понимал, что такое кадетский корпус, кто такой Царевич. Просто это запало в память и осталось там на всю жизнь… Каждый русский человек, если обратится поглубже в сердце свое, то обязательно обнаружит подобную затаенную личную память, связывающею его с Цесаревичем Всероссийским.
Какая-то великая тайна связана с рождением, жизнью, страданиями, мученической кончиной и прославлением Сына Императора Николая Александровича, которая до сих пор бередит русские сердца, когда мы пытаемся задуматься о смысле нашего государственного существования, да и просто когда взгляд соприкасается с ангельски чистым, но пронзительно недетским взором Царственного Отрока на старинной фотографии. До прославления Царских Мучеников в зарубежной и нашей Русской Церкви, и после Их канонизаций было написано множество различных икон Августейшего Семейства, но ни на одной из них пока не отобразился в полной иконографической силе взор удивительного Ребенка, столь ясно запечатленный на Его фотоснимках, — взор Наследника Державы, в котором сквозит великая тайна Его рождения, жизни, вселенской муки Ипатьевского подвала и… радости Богообщения. Эту тайну всем нам ещё надо постичь духом, чтобы этот удивительный взор когда-то отобразился в русской иконе.
Долгожданное рождение Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича пришлось на 30 июля 1904 года, свершилось оно в Новом Дворце на окраине Петергофа, что стоял у самого берега Финского залива. В Великую Отечественную Дворец этот был разрушен артобстрелом, его руины — покаянный укор, но вместе с тем и промысел БОЖИЙ: может быть, как недавно на месте разрушенного Ипатьевского дома был возведен Храм-Памятник Царственных-Страстотерпцев, когда-то на берегу Финского залива возвысится церковь Святого Отрока.
По глубокому убеждению Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, появление на свет Цесаревича было великой милостью Божией, совершенной по особому предстательству Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, и Преподобного Серафима Саровского Чудотворца, а также по сугубым молитвам Святого современника Царственных Мучеников — Праведного Протоиерея Иоанна Кронштадтского, который по случаю рождения Царского Сына был награжден Императором брильянтовым наперсным Крестом. Однако великая радость Августейших Родителей вскоре после рождения Сына была омрачена особой наследственной болезнью Ребенка — гемофилией, которая проявлялась в слабой свертываемости крови и образовании обширных внутренних кровоизлияний, особенно в области различных суставов. С малых лет юный Цесаревич привыкал к нестерпимым страданиям и болям, и к поре отрочества научился переносить их со стоическим терпением христианских первомучеников.
Окруженной всеобщей заботой и любовью, Цесаревич и Сам, при полном осознании собственного Царственного достоинства, излучал свет бескорыстной любви к ближним и приближенным, без различия чинов и званий. За эту доброту и любовь в семейном кругу Он получил прозвище «Солнечный Лучик». Опыт христианского терпения юному Цесаревичу в полной мере пришлось привлечь во время Царскосельского и Тобольского заключения, во время заточения в Ипатьевском доме Екатеринбурга. Даже пристрастные первоисточники — воспоминания врагов Царской Семьи — не засвидетельствовали проявлений капризов или высокомерия со стороны Царственного Отрока, прекрасного и душою, и внешней красотой, со взором действительно неземной чистоты.
Несмотря на грязную клевету врагов Самодержавия и Царя, которая стала распространяться уже в начале ХХ века, жизнь Царской Семьи отличалась высоким целомудрием и благочестием на всем своем протяжении. Клевета, которая постоянно доходила до Царского слуха, только духовно возвысила исповедническое достоинство Августейшего Семейства. И теперь, когда нам из дневников, писем, из свидетельств приближенных хорошо известна мера Их благочестия, Царская Семья может служить для нас образцом христианского бытия. Недаром Господь за взаимную верность и чистоту удостоил Императорскую Семью подвижнической кончины в один день. История Вселенской Церкви знает немного таких примеров и для простых христианских семей, не говоря уже о семьях Царственного достоинства. Именно могущество и величие Царственного достоинства восприял и унаследовал Наследник Цесаревич от своих Августейших Боголюбивых Родителей.
Сейчас мы смотрим на старинные фотографии, встречаемся со взором Великого Князя и Наследника Алексея Николаевича и видим в Его глазах всенародное покаяние России — чудесное Воскресение великого Наследства! И ещё одно чувство пробуждает нездешний взор Наследника Престола, что сила невинной его жертвы не упразднилась, а умножается и возрастает в духовном покровительстве о судьбе иного Наследника Державы — с пламенной верой, гениальным умом, железной волей и преисполненного любовью к России и ненавистью к врагам БОЖИИМ — Наследника, Которого нам уже предызбрал ГОСПОДЬ! Этим и живём, этим и живы…

30 Июля/12 Августа 2004 года по Р.Х.

http://rusk.ru/st.php?idar=1002383

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика