Обращение Государственной Думы К Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о некоторых мерах по упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Ефимович! Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации считает, что по мере возрастания масштабов миграции трансформируется политическое, социально-экономическое и культурное значение ее последствий, как в позитивном, так и в негативном аспектах. В этой связи регулирование и управление миграционными процессами становится насущной потребностью государства. Широкий комплекс отношений, связанных с перемещением населения, объективно нуждается в адекватном правовом регулировании. В этих условиях государству необходимо не только реагировать на возникающую в сфере миграционных отношений ситуацию, но и формировать ее таким образом, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности. Главным образом новые задачи перед государственной властью ставит ситуация с незаконной миграцией. Ее рост расширяет сектор теневой экономики, увеличивает преступность, формирует условия для коррупции, способствует разжиганию межнациональных конфликтов и при сохранении имеющихся негативных тенденций создает очаги социальной напряженности и представляет угрозу национальной безопасности. Кроме того, незаконная миграция на приграничные территории Российской Федерации и попытки легализации любым путем представляют угрозу территориальной целостности страны. Система идентификации, учета и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации не отвечает требованиям сегодняшнего дня и не является эффективным средством борьбы с незаконной миграцией. Государства — члены Европейского союза, а также Соединенные Штаты Америки, Япония ведут активную разработку паспортно-визовых технологий биометрического документирования личности и планируют приступить к выдаче новых заграничных документов в 2005—2006 годах. При данных обстоятельствах нельзя допустить отставание России в этой области и в то же время необходимо обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации. В этой связи назрела необходимость в разработке внешнеполитических мер по унификации и взаимному признанию паспортно-визовых технологий биометрического документирования личности. Следует отметить, что целесообразно ускорить подготовку введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрической информации, обеспечить эффективное взаимодействие различных государственных органов при формировании основных направлений государственной паспортно-визовой политики, включая вопросы международного сотрудничества, нормативно-правового, финансово-экономического и технологического обеспечения этой крайне важной задачи. Во многом указанные выше негативные последствия миграции имеют причинно-следственную связь с действующим порядком безвизового въезда в Российскую Федерацию, регулируемым рядом многосторонних и двусторонних международных договоров. Порядок безвизового въезда в Российскую Федерацию нуждается в совершенствовании, в частности, это касается перечней документов, дающих право на безвизовый въезд. В связи с вышеизложенным Государственная Дума считает целесообразным: 1. Обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с предложением определить в качестве приоритетной задачи подготовку и введение в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических параметров и с просьбой взять под свой контроль ее реализацию Правительством Российской Федерации. 2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в целях сокращения перечня документов, дающих право на безвизовый въезд в Российскую Федерацию, рассмотреть возможность подписания Министерством иностранных дел Российской Федерации от имени Правительства Российской Федерации протоколов о внесении указанных изменений в соглашения с Республикой Армения, Республикой Молдова, Республикой Узбекистан, Украиной и Азербайджанской Республикой о взаимных безвизовых поездках граждан, а также в Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан, подписанное 30 ноября 2000 года. Принято постановлением Государственной Думы N927-IV ГД 31 июля 2004 года