Завтра | Священник Дмитрий Дудко | 02.08.2004 |
Любовь Шеина. Отец Дмитрий! Мы приблизились к кульминации наших диалогов. ПОКАЯНИЕ — это что?
О.Дмитрий (Дудко). ПОКАЯНИЕ — это вот что: «Братья, будем каяться!» — сказал старец и заплакал сам. Покаяться — это значит надо представить себя всего во всех своих грехах, ужаснуться и пролить горькие слезы о содеянном! Приведу отрывок из великого покаянного канона святого Андрея Критского:" Правосудный СПАСИТЕЛЬ! Помилуй и избавь меня от огня и наказания, которому я справедливо должен подвергнуться на суде; при посредстве добродетели и покаяния прости меня прежде кончины. Помяни мя, Спаситель, взываю, как разбойник, как Петр, я горько плачу, как мытарь, издаю вопль; буди милостив ко мне, лью слезы, как блудница, прими, как некогда от хананеянки, мое жалобное рыдание.
Единый врач-Спаситель! Исцели гниение смиренной души моей; приложи мне пластырь, елей и вино — дела покаяния и умиления со слезами".
Плач о содеянных грехах и обещание больше грехов не повторять! Глубокое раскаяние в них, согрешениях вольных и невольных! В дни покаяния молитва творится непрерывная! И тогда душа наполняется надеждой и радостью! С Богом уныния нет! Приблизиться к Богу можно только молитвой! Молитва — беседа с БОГОМ. Надо говорить так: «Дай Бог, чтобы из нашей жизни исчезло отчаяние!». Надо молиться Богу так искренно, чтобы пробил ОН наше каменное, ожесточенное сердце! Братья, будем плакать! Раз грешен, значит, какое-то время был не с Богом! Ты достоин плача! Главная молитва Богу: «Боже, милостив буди ми, грешному.» Это, как известно, молитва мытаря! Фарисей не войдет в Царство Божие: он самодоволен, самоуверен в своей непогрешимости, потому и нет в нем покаяния. Кающийся же человек обретает Бога в себя.
Л.Ш. Как сказал однажды в своей проповеди о. Дмитрий Смирнов, с покаяния начинается христианская православная жизнь.
О.Дмитрий. Да! Это так! Покаяние — это начало нашего становления в деле веры. На кого воззрю? — говорит Христос, — только на кроткого и смиренного. Но кротость и смирение теперь осмеиваются почти всеми. Кротость, — говорят, — что любить врагов, все принимать с благодарностью… Это, мол, не годится для нас. Мы должны воевать, ненавидеть. Но ненависть исказила наши лица, обезобразила наш внешний вид. Мы потеряли образ и подобие Божие. Любить врага — спрашивают с недоумением? — отвечаю, что это не значит, любить и зло, враг-человек, а каждый человек образ Божий, пусть и искаженный, его нужно любить. Но злые дела его, как учат святые отцы, безусловно, надо ненавидеть. Смирение осмеяно более, чем кротость. Смиренный, говорят, это убогий человек, нищий духом. Забывая о том, что под смиренным-то видом и скрывается настоящий человек. Заповедь Божия, «блаженные нищие духом», говорит о том, чтобы мы были богатые духом. Богатым духом человек только тогда станет, когда осознает, что нищета — нищета духовная, сейчас разлита на всей нашей земле, с ней можно бороться только смирением и покаянием. Покаяние не придет к нам до тех пор, пока мы будем гордиться собой и свысока смотреть на людей. Это ведь страшная нищета, когда смотрят только на себя и не видят другого. По сути дела, не видят той прелести, в которую они могут впасть. Гордость — самая страшная опасность, она — от дьявола! Гордый человек- человеконенавистник!
Л.Ш. К сожалению, только те, кто регулярно ходит в Божий Храм на богослужения, знают что-то о покаянии, потому что слышит об этом от священника. Для всех других понимание этого слова мало доступно. Более того, в наше время оно стало расхожим. Им пользуются в праздных разговорах, и в газетных и журнальных статьях. Создан даже ставший широко известным грузинский фильм «Покаяние». Часто, к месту и не совсем используют это слово. Звучит оно в основном как украшение на ту или иную тему. Ваше пастырское разъяснение, отец Дмитрий, изначальной, подлинной церковной сути Евангельского слова покаяние — очень ценно.
Рядом с этим неотъемлемо стоит другое…
Вот в человеке что-то таинственно произошло. И ноги его сами повели, еще вчера почти равнодушного к духовной жизни, в церковь. И все для него здесь так неожиданно и необычно. Особенно встрепенется от произнесенного священником слова:"Исповедь"!
ИСПОВЕДЬ! Не с неё ли начинается покаяние? Церковный человек знает: с неё! Новичок этого не знает! И не знает он, что это такое — исповедь! И что за общей исповедью следует исповедь частная, личная, один на один с духовным лицом — батюшкой — перед Самим Господом Богом. Отец Дмитрий! Помогите этому новичку. Скажите об исповеди, и уверена, после прочтения вашего слова о ней и к вам, и к другим священникам придут с покаянием новые люди.
О.Дмитрий. Исповедь… Нужно сказать, что у нас очень запущена исповедь. Очень смутное существует понятие о ней. Примитивное: простое перечисление грехов. Самое же превратное представление об исповеди — это практикующаяся в некоторых храмах только общая исповедь. Священник перечисляет грехи, — грешники хором повторяют их. Все называют свои грехи перед всеми. Это — колхозное собрание и голосование, а не исповедь! Только общая исповедь — не исповедь! Принимает ли Бог эту «исповедь»?! Только САМОМУ Богу известно!
Исповедь — это глубокое осознание греха. Исповедаться — это значит, не только осознать грех, но слезно раскаяться в нем. Попросить у Бога прощения. И стараться изо всех сил больше не грешить. Конечно, можно снова впасть в грех вольно или невольно, по принуждению. Но это значит, снова слезно раскаяться в содеянном.
Грех осознать — это не просто. Это и стыдно. И страшно. Это — как смерть… Но велика духовная сила частной исповеди! Бог вочеловечился. И во время исповеди в руки человека отдал человека — во имя его спасения.
Что значат слова: покаяться, чтобы грех изжить!
Вот что это такое: духовник советует, что надо сделать, чтобы изжить. И потому духовнику надо говорить всё! Встать над самим собой, поставить себя на последнее место перед другими людьми. «Плачу и рыдаю!" — вот что такое исповедь и покаяние.
Л.Ш. Батюшка! Как ощутимы для меня лично ростки посеянных вами зерен! Покаялся — и началась жизнь с Богом. А что это такое — жизнь с Богом?
О.Дмитрий. Это — молитва! Молитва в храме. Молитва дома, в уединении.
Л.Ш. Меня как-то спросила одна моя знакомая: „А что такое молитва?“ Я не сразу нашлась, как правильно ответить на столь категорично заданный вопрос. Искала ответа в православной печати. В „Троицком благовестнике“ прочла о том, что наиболее распространенным видом молитвы является прошение, вызываемое осознанием человеком своей слабости, немощи, неопытности. По причине страстей и грехов наших душа больна и немощна. Поэтому в молитве необходимо просить у Бога прощения грехов и помощи в преодолении наших недостатков. Иногда прошение вызывается грозящей нам опасностью, тяжелыми испытаниями. Прошение в молитве неизбежно и угодно Богу… Как один из примеров, хочется привести молитву св. Иоанна Крондштадского:
„Благий Человеколюбче! Иже тварь единым словом соделавый и из нея человека создавый, посети же неизреченным Твоим человеколюбием падшего раба Твоего, яко да не погибнет до конца дело руки Твоея…
Господи! Имя Тебе — Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека. Имя Тебе — Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего. Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе — Милость: не переставай миловать меня“.
О.Дмитрий. Я о молитве и ее силе неоднократно сказал уже. Добавить еще хочу, что молитвы не должны быть только просительными: необходимо, чтобы в них звучал голос благодарности Господу Богу и хвалы Ему.
Л.Ш. Во время первой встречи с вами, отец Дмитрий, после более, чем двухчасовой беседы, убирая блокнот в портфель, я неожиданно для самой себя сказала:"Батюшка! В последнее время я больна непонятной тревогой. Так больна, что вот невольно делюсь с вами печалью по поводу этой своей непреходящей тревоги». Вы посмотрели тогда на меня… Не сразу, но, сколько-то помедлив, помолчав, сказали: «Молись! Это — искушение!..»
…Была весна 1999 года. И был той весной Kрестный ход в честь ИКОНЫ Державной Божией Матери — от памятника Героям Плевны до храма Христа Спасителя.
Крестный Ход — всегда событие в жизни православного христианина. И сколько бы раз ни выпадал он на долю каждого из нас, всегда он неповторим внутренним мироощущением, особой значимостью происходящего, молитвенным состоянием души. Но тогда он поразил еще и знаком Неба изумительной чистоты — ни единого облачка! Дивная синева! И такая была тишина: ни малейшего дуновения ветерка. Вот почему, несмотря на политический, гражданский, социальный ураган в нашем Отечестве и вопреки отчаянию явной угрозы неминуемо для всех погибели, я прониклась не только надеждою, но и уверенностью в том, что это — знак на добро!
О. Дмитрий. Я понимаю… «Что же будет дальше? — думаем мы. — Как будто все погибаем!.. Преступность… Нарастает намерение злобных сил всех нас истребить…». Но! Человек предполагает. Бог — располагает!
Л.Ш. Да, у нас здесь, в этой земной жизни, осталось одно: надежда на чудо, которое только и может спасти.
…Началось построение. Хоругви… Иконы… Лик-Царя — портрет-икона мученика Николая Александровича — среди всех икон и хоругвей. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим!" — пели мы в такт своим размеренным шагам.- Отче наш, иже еси на Небеси…», «Богородице, Дево, радуйся…», «Царю Небесный…», «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя…», «Спаси, Господи, люди Твоя… «, «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его"… Эти и другие молитвы пели мы с воодушевлением. Я мысленно представила вдруг: вся Россия идет Большим Крестным Ходом! «Господи, Боже мой! — звучал монолог в моей душе. — У России — Твой путь: Крестный! Спаси нас, Боже! Помоги нам, Господи! Защити от врагов и Сам помилуй!» Но… на все Твоя Воля, Господи!»
У меня трепетала душа. Тот Крестный ход добавил в моей жизни не только ощущение, что очищается душа, но и новых духовных знаний, новых открытий молитвы, сокровенного понимания смысла бытия. «Огради мя, Господи, силою Честного и Животворящего Твоего Креста и сохрани мя от всякого зла!» — молилась я… Вот прошла я так Крестный ход, — тревогу мою как рукой сняло!..
О.Дмитрий. Крестный Ход — великая духовная сила!
Скажу несколько слов о Самом Кресте.
Каждому из нас выпадают на долю всякие испытания: болезни, потрясения, утрата родных и близких, служебные и иные разочарования, предательства и клевета, гонения недоброжелателей… То есть, у каждого из нас — свой Крест: иным приходится претерпеть и нищету, и тюрьму, и пленение, и даже мученическую казнь; погибель от холода и голода… И каждый должен, памятуя о подвиге Иисуса Христа, донести Его с достоинством. Претерпевший до конца, да спасен будет!..
Л.Ш. Закончить наши диалоги, отец Дмитрий, хочется отрывками из двух духовных песнопений:
«Где-то там, далеко, и когда-то давно
Жил премудрый и опытный старец.
Он всегда говорил, беспрестанно твердил:
Слава Богу за скорбь и за радость.
Слава Богу за всё,
Слава Богу за всё,
Слава Богу за скорбь и за радость!»
и:
«Господи, помилуй, Господи, прости!
Дай мне крепость, силу Крест свой донести!
Я великий грешник на земном пути,
Господи, помилуй, Господи, прости!
Грешник я великий на земном пути,
Плачу и рыдаю, Господи, прости…»
О.Дмитрий. Аминь