Русская линия
Новые Известия Михаил Поздняев29.07.2004 

Благовест на крови
Зарубежная Церковь не без скрипа продолжает сближаться с Патриархией

Будет очень сильным преувеличением сказать, что дух неприязни к Патриархии в ближайшем окружении владыки Лавра наконец преодолен. Именно в эти дни отмечается 50-летие начала его священнического

Уже три дня в храме Христа Спасителя находятся привезенные из Иерусалима святые мощи преподобномученицы Елизаветы Федоровны и ее инокини Варвары. Им поклонились свыше 40 тысяч человек. В воскресенье мощи отправятся в поездку по стране. Передача этих реликвий — знак доброй воли со стороны Русской Православной Церкви За границей, которая нарастающими темпами стремится к объединению с Московской Патриархией. В канун отправки мощей в Россию глава РПЦЗ митрополит Лавр (Скурла) обратился к своей пастве с призывом начать сбор средств на царь-колокол для Храма на Крови в Екатеринбурге.

Великая княгиня Елизавета, монахиня Варвара и несколько князей Романовых были казнены большевиками без суда и следствия в июле 1918-го в Алапаевске. Почти одновременно в Екатеринбурге расстреляли сестру Елизаветы, последнюю русскую императрицу Александру, ее мужа Николая II, их детей и верных слуг. На месте убиения царской семьи возвышается сегодня Храм на Крови.

Делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром посетили в мае Екатеринбург и Алапаевск. Огромное впечатление на них произвел храм, в котором главный престол освящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных Зарубежной Церковью еще в 1981 году. Первой из Новомучеников была канонизирована Московской Патриархией спустя десять лет Елизавета Федоровна, установлен праздник в память всех пострадавших за веру при советской власти, и практически ежегодно к Собору Новомучеников и Исповедников причисляются, по мере написания их житий и установления места кончины, еще несколько человек.

Открытое почитание в России Новомучеников, которых в русском зарубежье начали исповедовать как святых задолго до официального прославления, еще с 30-х годов, похоже, стало последним аргументом в споре о том, пора или не пора РПЦЗ воссоединяться с Патриархией. Митрополит Лавр, как и Патриарх Московский и всея Руси, немолод и часто хворает, в силу чего должен думать о будущем своей паствы.

А паства пребывает в некотором недоумении. Часть ее осталась верной 95-летнему митрополиту Виталию (Устинову), непримиримому противнику сближения с РПЦ МП, свергнутому четыре года назад. Другая часть, не желающая хотя бы косвенно участвовать в процессе поглощения своей маленькой, но гордой церкви куда более крупной и, главное, намного более политизированной структурой, разбегается, кто к грекам-«старостильникам», кто к сербам, с которыми РПЦЗ весь прошлый век связывали братские узы. Хуже всех — духовенству и мирянам из приходов РПЦЗ, зарегистрированных в последние полтора десятилетия в России: не успели хлопнуть дверью Патриархии, так теперь их силком загоняют в окно. Кадровые реформы в их стане, без сомнения, не заставят себя ждать.

Все это понуждает митрополита Лавра к заявлениям о том, что все его прежние претензии к патриарху Алексию (Ридигеру) сняты. Устами своих соратников Лавр возглашает, что и подвиг Новомучеников осознан в России вполне, и покаяние за коллаборационизм в советскую пору принесено, и от постыдной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) нынешний патриарх отрекся фактом принятия РПЦ «Основ социальной концепции», где черным по белому написано, что Церковь оставляет за собой право в случае чего в чем-то и не соглашаться со светской властью. Последнее по времени заявление сделал один из участников недавних переговоров представителей РПЦ и РПЦЗ в Москве архимандрит Лука (Мурьянка). Дескать, участие Московской Патриархии в деяниях пресловутого Всемирного Совета Церквей, на съездах которого совершались весьма сомнительные с канонической точки зрения «совместные молитвы», не только с католиками и баптистами, но даже с африканскими и индейскими колдунами, продиктованы были не интересами внешней разведки, но желанием нести Истину православия в мир…

Будет очень сильным преувеличением сказать, что дух неприязни к Патриархии в ближайшем окружении владыки Лавра наконец преодолен. Именно в эти дни отмечается 50-летие начала его священнического служения, и вот что можно прочесть в юбилейной статье, размещенной на официальном сайте РПЦЗ: «Владыка не огражден от самых разнообразных посетителей несколькими кордонами обороны, начиная с неприступного вахтера и кончая непробиваемым секретарем. Вы можете войти к нему в кабинет в любое время, и никто вас не подвергнет перед этим пристрастному допросу: а зачем, а почему, а по какому делу, а владыка сейчас принять не может, он занят и т. п. Его могут остановить по пути из храма для обсуждения серьезной проблемы, и он не отмахнется, мол, некогда или занят. И нет у него многочисленной гвардии, которая сопровождает архиерея до дверей его покоев, на десяток шагов не подпуская поклонников и просителей. Он сам открывает себе двери, сам надевает рясу, ему не готовят специальных изысканных блюд, он питается вместе с монастырской братией той же пищей, что и последний послушник…»

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы разглядеть в приведенном отрывке не только прижизненную икону митрополита, но и довольно язвительную карикатуру на его московского собрата.

Что касается владыки Лавра, на том же сайте, по соседству, размещено его обращение к пастырям и мирянам: «Верующие в России нашли силы, чтоб воздвигнуть на месте убиения Царской Семьи великолепный и величественный по своим размерам и красоте храм. На колокольне этого Храма на Крови остается поместить большой колокол. Этот многотонный Благовест, уже давно в сердцах и надеждах многих в современной России, предназначается как колокол всего Зарубежья. В связи с этим Синод Русской Православной Церкви За границей призывает всех к посильной жертве на сооружение этого великого по возможности колокола. Уже давно литейщик ждет возможности приступить к этому сооружению. Размер колокола будет соответствовать пожертвованиям. Для достойного размера понадобится свыше 50 тысяч американских долларов».

Факт, заслуживающий внимания. От заявлений о намерениях и налаживания личных контактов с главенством РПЦ МП «зарубежники» переходят к совместному бизнесу. Царь-колокол для Екатеринбурга — так сказать, их первый взнос. Остается гадать, как скоро митрополиту удастся собрать искомые $ 50 тыс. Нестроения в рядах его паствы, неистребимое недоверие к «руке Москвы» — повод подозревать, что зазвонит американский царь-колокол в Екатеринбурге ох как нескоро…


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru