Русская линия
Сегодняшняя газета (Красноярск) Ольга Воронежская27.07.2004 

Всяк мнит себя… шаманом


Шаманы на каждом шагу. Нынче они в моде, и народ верит им, кажется, больше, чем когда-то верили язычники, не знавшие ни Христа, ни Аллаха. Но те знали обычаи предков и следовали каждому слову шамана. Мы же, люди теперешние, темные по части истинного шаманства, считаем себя всезнающими в этом щепетильном вопросе и, ритуально рисуясь, привязываем тряпицу на деревце али кустик, а то и большее себе позволяем. Горько и смешно…

Намедни побывала в Хакасии, в любимых мною (и не только) местах. Гряда Сундуков — древнего памятника культового поклонения — привлекает, к сожалению, многих, и отовсюду. Ведет туда наезженная дорожка. А мистеры и «мистерицы» побогаче и понаглее на джипах норовят прокатить прям на вершину первого Сундука, самого красивого и самого значимого в обрядовом и астрологическом смысле. Для особо рьяных — острастка: одна настоящая шаманка, из хакасов, наложила на несанкционированную трассу, накатанную за жертвенным «кольцом», шаманское заклятье. Так что советую опасаться.

Были времена, когда здесь царили жрецы, а простые смертные во всем слушались своих мудрецов и чтили эти места пуще дома родного, собственного глаза. Здесь рождался день и наступала ночь, здесь зима сменяла лето, здесь добро побеждало зло, а свет всегда торжествовал над тьмой. Здесь возносили молитвы павшим в боях или ушедшим по старости, здесь славили героев.

Здесь изгоняли духов болезней и призывали духов здоровья. Здесь просили хорошего урожая. И приносили щедрые дары духам тоже здесь — об этом свидетельствует жертвенная насыпь, со временем разрушенная колесами машин. В ее срезе — многочисленные кости животных. Считается, что за эту насыпь без надобности ступать не следует, что это дело избранных. Так было, и наша генетическая память это предостережение сохранила. Но люди слишком самоуверенны, а в век цивилизации к тому же и самовлюбленные гордецы…

Шаманы на каждом шагу. Были времена, когда Сундуки служили местом поклонения. Жрецы — клан мудрецов и прорицателей — ведали культом, связанным с небом и звездами, планетами на нем. Вся жизнь древних была построена на священнодействиях. Люди выстраивались цепочкой и вслед за своими жрецами-шаманами совершали ход к вершине Сундука, чтобы исполнить нечто, отчего им станет лучше. Возможно, и Сундуки тогда назывались иначе. Но то, что они священны — несомненный факт, доказанный учеными, почти тридцать лет работающими здесь. И настоящими шаманами, которые все же встречаются средь иных, себя мнящих.

Хотела написать смешной материал, но прошло несколько дней, а смеха не появилось, даже иронии. Сплошная грусть. Я не консервативна и признаю за каждым из нас, и за собой в том числе, право на выбор. Однако при этом нечто все же должно оставаться святым. В это нечто я включаю и память, историческую, личную, оккультную. Сплошные школы шаманов — ужас какой-то. Каждая предлагает свои правила. Да, были когда-то даже в самом захудалом поселении свои убогие, не такие, как все, свои целители, предсказатели, и звались все шаманами. Но там народная мудрость и необходимость. А что ныне? От жиру бесятся, а чтоб волосы в зеленый цвет не красить, возьму-ка в руки бубен и пойду по свету?..

Как назло, звонок в редакцию известил об очередном приезде шаманского человека с лекциями: мол, напишите. А че писать-то? Нормальный человек всю полезную для себя информацию и без сомнительных лекторов найдет, да и палочкой-рамкой каждый при желании крутить сможет. Нет, всем эзотерически-психически продвинутым оракулам нужна СМИшная агитация: иди, народ, учись, а то «у тя свого ума никак не хватат».

В общем, от шаманизма сплошная нездоровица, в том числе и у СМИ. Потому как шаманов и К больше, чем всего другого народу. Вот и Павел собрал целую школу учеников-единомышленников и каждое лето выезжает с ними в такие места, как Сундуки, священные, то бишь. Хвала Павлу и его сподручным — шаманами себя не кличут, и лагерь свой разбили в стороне и никому своими странностями не мешают.

А странности эти вполне объяснимы с точки зрения заурядной психологии. Ну, например, встретила я на вершине Сундука девушку с завязанными глазами, которую сопровождал парень, ее ведущий. Доверься человеку, почувствуй себя слепцом. Потом они меняются местами, другой день все молчат, третий — никого не слышат. А в день моего отъезда с Сундуков народ обнажился и, стоя перед проезжающими и проходящими (надо признаться, не частыми), наслаждался солнцем и ветром, совершенно не стеснясь собственной наготы и неатлетического тела. Здорово, в общем, как во младенчестве.

У Павла я попросила телефон. Человек он интересный, побывал в Африке, на Тибете. Ходит в шляпе, меня угощал травяным чаем из африканской кружки. Теперь пытается по примеру Ошо собрать знания воедино и найти себя. Лет пять назад ему было видение: жрецы сражались с завоевателями, здесь, на Сундуках. Силы, ясно, неравные. Кто были эти люди, во что одеты и как выглядели, Павел не знает, близко не привиделось… Его ребята осваивают Сундуки, пытаясь почувствовать дух тех жрецов, я так думаю. Иначе зачем бы они столь усердно гуляли целыми днями здесь?

Человек с бубном. Он разбил лагерь за жертвенной чертой, спал, жег костер, обедал и опрыскивал себя аэрозолем от комаров. Баллончик обжег в огне и потом вместе с угольями забросал камнями. Камни от кольцевого обложения своей палатки побросал на жертвенник (или могилу). И пошел наверх — в бубен стучать, духов веселить, а то «им здесь скучно». Может, и скучно, только вот жестянку обгоревшую они вряд ли примут…

Не судите да не судимы будете. Но человек с бубном после встречи целый день не давал мне покоя. Он стучал в бубен на вершине первого Сундука, в простолюдинской одежде, Сундук называя третьим. Что с него, целителя и диагноста, взять. Знать надо куда едешь, товарищ, и кого бубном призываешь…

24 июля 2004


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru