Культура | Елена Анженкова | 21.07.2004 |
Летящая над миром
Утверждают, что икона Тихвинской Богородицы была написана евангелистом Лукой.
В V веке образ попал в Константинополь, где специально для него был воздвигнут великолепный храм, известный под названием Влахернского. Чудотворная икона являлась главной святыней Византии. Но за 70 лет до падения Константинополя образ неожиданно исчез из храма и столь же неожиданно объявился в 1383 году в новгородских пределах.
Семь раз являлась верующим плывущая по воздуху икона на пути к Тихвину. И каждый раз на месте ее обретения люди возводили часовни и храмы. Но не оставалась в их стенах Одигитрия. Таинственно исчезала из запертых свежесрубленных церквей и «плыла» дальше. Куда — выяснилось очень скоро. Икона сама выбрала себе место на берегах реки Тихвинки, озарив свою стоянку снопом яркого света. Именно на этом месте и вырос первый, еще деревянный храм, который был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Когда новгородские купцы, путешествовавшие по странам Европы и Азии, рассказали о великом чуде константинопольскому патриарху, тот по описанию узнал «беглянку». И воскликнул: «За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас». Кто бы мог подумать, что спустя 700 лет эти слова могли прозвучать вновь…
Здесь стоять будем!
Слава о иконе Тихвинской Богоматери распространилась по всей Руси. Отовсюду текли на землю Новгородскую сирые и страждущие. Просили исцеления и находили его. Больные поправлялись, слабые духом укреплялись. Но самые удивительные события, связанные с иконой, случились в мрачные годы Смуты.
В начале ХVII столетия шведские войска разоряли северные земли России. Один за другим покорялись интервентам города. Но маленький Тихвин стойко оборонялся. Гарнизон защитников был несказанно мал перед армией шведского генерала Делагарди. Казалось бы, монастырю, который играл роль крепости, не выстоять в этой битве. Но накануне главного сражения одной из женщин, находившейся в обители, было видение:
«Скажи, пусть возьмут мою икону, обойдут вокруг стен — и увидят милость Божию», — произнесла явившаяся ей Богоматерь.
Женщина выполнила наказ. Чудотворный образ обнесли по стенам. В тот же день шведы без всякой видимой причины отступили… Еще четыре раза генерал Делагарди посылал свои войска на штурм Тихвина. Казалось бы, победа неприятеля уже совсем близка — настолько мало осталось защитников осажденного монастыря. Но тут-то и свершилось чудо. Врагу показалось, что со стороны Москвы к обители идут несметные полки. Объятое страхом шведское войско обратилось в бегство.
Только почти год спустя Делагарди решил вновь отправить полки на Тихвин с намерением разорить монастырь, чудотворную икону разрубить на части, а ее церковь разметать по камню. Узнав об этом, тихвинцы вознамерились спасти святыню. Но сколько бы попыток ни предпринимали, чтобы вынести образ Богородицы из храма, все было впустую. Даже самые сильные мужчины не могли поднять икону. И тогда решили они умереть, но не отдать свою заступницу врагу. И снова шведы были вынуждены отступить.
Две «сестры»
Тихвинская икона Богоматери была и свидетельницей заключения Столбовского мира. Правда, историки до сих пор спорят о том, какой же все-таки из образов Богородицы «присутствовал» при этом.
Дело в том, что к первой четверти ХVII столетия с чудотворного образа были сделаны десятки списков, которые перенимали от оригинала замечательные способности исцелять и помогать. Один из этих списков и был взят на заключение Столбовского мира. После чего икону доставили в Новгород, откуда потом она должна была отправиться в Москву.
Но дело в том, что в Новгороде был свой список с иконы Тихвинской Богоматери. И какое-то время две «сестры» провели вместе. Так вот историки теперь и ломают копья: какая же все-таки копия уехала в Москву? По слухам, иконы даже подвергали экспертизе, дабы выяснить истину. Но поскольку они написаны почти в одно время, определить старшинство пока не представляется возможным.
Зато у новгородцев есть некоторые основания полагать, что именно наша икона и «заключала» Столбовский мир.
А Николай II не успел…
В 1510 году великий князь Василий III просил у иконы милости — наследника. И чудо свершилось! У князя родился сын, который оставил неизгладимый след в истории России. Звали его Иван Грозный. Семейное предание о помощи иконы запало в душу царя. Грозный решил передать святыню в руки монахов.
С тех пор представители царствующей династии обязательно наведывались в Тихвин. Чудотворная икона пользовалась такой популярностью, что простым смертным увидеть ее было практически невозможно. Мирянам разрешалось проходить в монастырь только по большим церковным праздникам, но и тогда доступ к святыне имели далеко не все. Хранилась она в специальном киоте, замок которого не могли бы взломать даже опытные «медвежатники».
Но никто не роптал. В Успенском монастыре, помимо Явленной иконы, было еще три списка. Выносной использовался для крестных ходов. Ополченная икона сопровождала тихвинские дружины народного ополчения, принимавшие участие в Отечественной войне 1812 года и Крымской кампании 1855 — 1856 годов. А икона «У западных врат» была написана прямо на внешней стене монастыря в память первого явления святыни и победы над шведами. Богомольцы могли приходить к ней в любое время дня и ночи. Чтобы приложиться к образу, нужно было лишь подняться по ступеням специально устроенной лестницы на крылечко. Позднее здесь была построена часовня и открыт вход в Надвратную церковь. По некоторым данным, эти три иконы были перенесены в Русский музей.
Точно так же в недрах спецхранов и ведущих российских музеев осели дары влиятельных людей страны. А прятать было что. К 1864 году икона, помимо золотой ризы, была украшена 4809 бриллиантами, 141 алмазом, 412 зернами ориентального жемчуга, четырьмя изумрудами, пятью яхонтами, рубином, двумя бриллиантовыми звездочками с розочками и крестом из 11 алмазов. Но главными ценностями были подношения императорской семьи: великолепный изумруд с вырезанным на нем распятием, подаренный в 1734 году императрицей Анной Иоанновной, редкий голубой сапфир в 80 каратов от императрицы Марии Федоровны, бразильский топаз, привезенный великой княгиней Екатериной Павловной…
А какая утварь дополняла этот блестящий антураж! Золотая лампада, серебряные подсвечники, даже занавесы были ценности необыкновенной. Почему так одаривали икону царские особы? Людмила Ярош предполагает, что здесь скрыта одна из самых неприглядных тайн дома Романовых. Когда в Шлиссельбургской крепости был убит законный наследник российского престола Иоанн Антонович, его тело во избежание народных волнений было вывезено и захоронено именно в Тихвинском Успенском монастыре. Предание указывало место расположения его безымянной могилы. И когда в ХХ столетии здесь проводились раскопки, археологи обнаружили два склепа, которые разительно отличались от остальных монастырских захоронений. К сожалению, останки в них практически не сохранились. Но если допустить, что один из погребенных был Иоанном Антоновичем, кто был вторым? Кстати, еще одна странная особенность: все члены императорской фамилии, сановники и вельможи приезжали в Тихвин только в августе. Какую роковую тайну скрывал этот месяц, видимо, так и останется загадкой.
Только последний император Николай II не успел почтить икону. Говорят, потому так бесславно и кончил. Может быть, успей он попросить заступничества у Тихвинской Богоматери, у нашей страны была бы совсем другая история…
И снова бегство?
Послевоенная история иконы в связи с ее возвращением в Россию вроде бы уже хорошо известна. Считается, что икону вывезли из Тихвина немцы. От них она попала к рижскому епископу Иоанну Гарклавсу, который, будучи убежденным антикоммунистом, вывез ее за океан, где православная святыня и хранилась до этого года. Теперь же приемный сын Гарклавса, тоже священник, выполняя волю отца, возвратил реликвию в Тихвин.
Казалось бы, все понятно. Ан нет, одна тайна здесь все же скрыта. Никто не знает, как икона оказалась в Псково-Печерской лавре, откуда уже в 1944 году проследовала в Ригу. Если опять-таки ее вывезли немцы, то почему остальные древние святыни остались в иконостасе? Фашисты, как известно, начав грабить музеи и храмы, доводили это дело до логического конца. Почему же здесь исчез образ только Тихвинской Богоматери? Не убежала ли она от нас сама, так же как когда-то покинула Константинополь, наказывая россиян за грехи богоборчества и поругания православных святынь? Историки такое категорически отрицают и склоняются к тому, что икона, скорее всего, была попросту украдена кем-то из русских
«Культура», 21−27 июля 2004