Русская линия
Утро.Ru Алена Данилова21.07.2004 

Лицедейство пришло в храм

Творческое объединение «Дуэт» и продюсерский центр Людмилы Гурченко представили в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя спектакль Аркадия Левина «Апостол Павел» по эпопее Иона Друце. Место, выбранное устроителями для организации театрального зрелища, настолько необычно, что должно неминуемо повергнуть зрителя в глубочайшее изумление.

Организаторы заявили «Апостола Павла» первым спектаклем в деле восстановления русского духовного театра. Должно быть, именно этим и объясняется выбор сценической площадки. О «духовном» здесь призваны напоминать массивные колонны, расписанные изображениями святых, а также монументальные полотна на религиозную тематику. В целом же помещение кажется творением очумевшего архитектора, явно стремившегося создать театральное здание, однако несколько просчитавшегося в пропорциях. Каждое из огромных обитых красным бархатом кресел зрительного зала достойно принять в свои роскошные объятия по меньшей мере архиепископа, а вот сцена среди этого алого великолепия кажется крошечной и жалкой, как хромоногая табуретка.

Декорация Алексея Порай-Кошица, состоящая в основном из лестниц, тоже предельно скромна и не может ни соперничать с окружающим убранством, ни быть противопоставленной ему, потому что в нем теряется. Актеры, едва появившись, на подмостках, сразу же обнаруживают еще один значительный недостаток этих покоев — полное отсутствие акустики. Так что использование микрофонов становится необходимостью, хотя и довольно неприятной.

Пьеса Иона Друце живописует один день из жизни апостола Павла, в течение которого он пытается вразумить и наставить на путь истинный нескольких торговцев, раба и проститутку, ожидающих в горах у моря своих постоянных клиентов — пиратов. Несмотря на религиозную тематику, этот род драматургии никак нельзя назвать предназначенным для узкого круга зрителей. Пьеса Друце написана с той легкостью, которая отличает не фанатичных, но глубоких людей, обращающихся к христианским темам. Не бытовая, с прозрачным налетом мистицизма речь персонажей приятно ласкает слух после уличного говора, а остроумные споры между торговцами и Павлом увлекают даже совсем далеких от религии зрителей. Пьеса эта могла бы в чутких руках талантливого постановщика расцвести на любой сцене. Однако рука режиссера Аркадия Левина в постановке, которую увидели зрители в зале Церковных соборов, не чувствуется совершенно. Более того, непрофессионализм игры некоторых актеров порой переходит всяческие границы добра и зла.

Смотреть этот спектакль стоит ради одного-единственного актера. Заглавную роль в «Апостоле Павле» играет Виктор Гвоздицкий, один из самых блестящих актеров Москвы, а с недавних пор — Санкт-Петербурга, так как в конце этого сезона он неожиданно покинул МХАТ им. Чехова ради Александринского театра. Гвоздицкому, конечно, не удается целиком нести спектакль на своих плечах — это невозможно, и в этом нет никакой необходимости. Актер существует внутри постановки в некоей приподнятой обособленности, что прекрасно соотносится с тем, как живет среди людей его герой, хотя и призывавший к всеобщему братству, однако так и не сумевший до конца возвысить до себя ни одного из своих названых братьев и сестер.

Гвоздицкий создал образ величественный, завораживающий и печальный, и в то же время — по-человечески очень простой. Нелепое светское мероприятие в стенах нелепого прицерковного помещения благодаря ему обрело ту самую духовность, которую организаторы неизвестно почему решили возрождать, хотя она, кажется, и не думала вырождаться и преспокойно существовала на неосвященных подмостках.

Ближайший спектакль — 29 июля.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru