НГ-Религии | Юлия Глезарова | 21.07.2004 |
Можно только сожалеть, что ватиканская дипломатия упустила немало шансов вернуть икону Русской Православной Церкви и ее народу. Сейчас, после триумфального возвращения Тихвинского образа Божией Матери, широкий жест Ватикана кажется запоздалым и невпечатляющим.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери всегда была особо почитаема на Руси. Ее история переплетена со многими трагическими страницами русской истории. Обретенная на развалинах взятой Иоанном Грозным Казани, украденная и скорее всего уничтоженная накануне революции 1905 года, она загадочным образом объявилась вдруг в личных покоях Иоанна Павла II и тут же стала предметом политических спекуляций. Впрочем, в этом нет ничего странного: Казанский образ Богоматери всегда играл заметную роль в русской истории и политике — к нему было принято обращаться во время иноземных нашествий с молитвой о победе «православного воинства». Первый раз чудотворная икона явила свою силу в 1612 году в борьбе с поляками, которые, пользуясь Смутным временем, стремились не только к захвату Москвы, но и к насаждению католицизма. Словом, Казанская — это не просто икона, а великий символ российской истории и государства.
Однако икона, которую в августе привезут в Россию, совсем не та, что выкопала на пожарище в Казани девочка Матрена Онучина. Та, настоящая, скорее всего была утрачена в 1904 году, когда воры, польстившиеся на оклад, усыпанный драгоценными камнями, похитили ее из Казанского монастыря Пресвятой Богородицы и, разорив оклад, сожгли икону, так как в отличие от оклада ее невозможно было продать.
Почти полвека чудотворный образ считался навсегда утраченным. Но в 1950 году британский археолог Ф.А. Митчелл-Хеджес приобрел у южноамериканского миллионера Солли Джоэла икону Казанской Богоматери. Как она попала к миллионеру — неясно. Сам Солли Джоэл утверждал, что приобрел ее у казанского купца Шевлягина, к которому образ попал после похищения в 1904 году. После смерти Митчелла икона была оставлена в наследство его дочери — Анне Митчелл-Хеджес. Спустя 10 лет архиепископу Иоанну Шаховскому (архиерею Русской Зарубежной Православной Церкви) удалось договориться с владелицей иконы о ее выставлении в православных храмах США. 8 декабря 1963 года перед иконой был совершен молебен в одном из бостонских православных храмов.
В 1964 году икона экспонировалась на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В начале 1970 года директор Центра для католиков восточного обряда в честь Фатимского явления Девы Марии священник Карлос Патцелт выкупает икону у Митчелл-Хеджес и 21 июля 1970 года, в праздник иконы Казанской Божией Матери, передает в кафедральный собор города Фатима в Португалии, где в 1917 году Дева Мария явилась трем детям. Якобы во время явления Богоматери ею были открыты три тайны: первые две — о дате окончания Первой мировой войны и о грядущем наступлении безбожной власти в России. Третьей тайной оказалось предсказание о покушении на Папу Римского. Последняя тайна, открывшаяся совсем недавно, весьма разочаровала мировую общественность, которая думала, что она касается как минимум точной даты конца света или еще каких-либо глобальных вещей, чего все с трепетом ожидали.
Именно после покушения турка Али Агджи на жизнь Иоанна Павла II Казанская икона была передана в Рим и, по словам Понтифика, помогла ему выздороветь после ранения.
Ряд западных экспертов, сам Папа и даже премьер-министр Италии Сильвио Берлускони считают, что икона, хранящаяся в Ватикане, — та самая, которая была украдена в 1904 году.
Однако комиссия экспертов Министерства культуры Российской Федерации, посетившая в 2003 году Ватикан, установила, что икона является списком (копией) конца XVIII века. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил тогда в интервью ИТАР-ТАСС, что «выводы комиссии привели к разочаровывающим результатам».
Несмотря на это, Иоанн Павел II не отказался от намерения передать образ в Россию. Во время визита Владимира Путина в Ватикан, в ноябре 2003 года, представители Римско-Католической Церкви заверили президента России, что икона обязательно будет возвращена на родину. В этой связи возникает вопрос: почему Понтифик не воспользовался случаем и не отдал икону Путину? Президенту только продемонстрировали чудотворный образ и намекнули на то, что Папа хотел бы лично привезти его в Россию.
Чуть раньше еще один президент рангом пониже сделал попытку договориться с Ватиканом и вернуть икону в Казань. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев дал понять, что ради возвращения иконы Казанской Божией Матери на родную землю он даже готов построить в столице Татарстана католический храм.
Вот уже почти четыре года продолжается политическая интрига вокруг иконы. Наши и не наши политики, эксперты, церковные иерархи и пиар-технологи превратили эту историю в бесконечный запутанный сериал, в котором трудно разобраться простому человеку. Но, похоже, дело близится к финалу: недавно РПЦ признала, что хранящаяся в Ватикане икона Казанской Божией Матери — хотя и список с оригинала, но очень ценный. Как заявил Патриарх Алексий II — это «святыня, перед которой наши предки молились с конца XVIII века».
15 июля глава МИД РФ Сергей Лавров в рамках своего рабочего визита в Италию встретился с государственным секретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано. На этой встрече речь шла о процедуре передачи иконы. 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, римские каникулы Казанской Божией Матери наконец-то закончатся. Ватикан не мытьем так катаньем добился своего — РПЦ примет в дар образ, который, по словам представителей Святого Престола, является чудотворным. Как говорится — лучше поздно, чем никогда. Но сам по себе этот чисто протокольный акт, конечно, не соответствует притязаниям Ватикана, где много лет не переставали надеяться на то, что возвращение иконы станет поводом для визита Римского Первосвященника в Россию.