Русская линия
Аргументы и факты Елена Пиликина19.07.2004 

Уныние — восьмой смертный грех

ТОСКА, грусть, уныние, печаль — отдаваясь во власть этих чувств, мы иногда совсем не задумываемся о последствиях подобных разрушительных эмоций. Многие считают, что такое состояние свидетельствует даже о некоторой тонкости загадочной русской души. В то же время долгое пребывание в угнетенном состоянии врачи-психиатры считают очень опасным и называют депрессией. По данным разных исследователей, ею страдает до 20% населения развитых стран. А вот Церковь относит уныние к смертным грехам.

Злое разленение
ПРОФЕССОР Российского православного университета Иоанна Богослова Виктор ТРОСТНИКОВ говорит: «Уныние относится к смертным грехам только в православном богословии. У католиков среди грехов есть печаль, а православие добавляет еще и уныние, как совершенно отдельный грех. Поэтому у нас смертных грехов не семь, а восемь. Казалось бы, какая разница между печалью и унынием, ведь то и другое иногда воспринимается человеком как конец жизни. Тем не менее печаль — это некое временное ощущение, связанное с каким-то неприятным происшествием, но это чувство проходящее. Что касается уныния, то это длительное, хроническое состояние, причем зачастую для него нет вроде бы никакой явной причины. Уныние — это именно состояние души, и наступить оно может при полном внешнем благополучии, а на вопрос: „Чего собственно тебе не хватает?“ — страдалец даже не сможет вразумительно ответить.

Но и то и другое, по мнению Церкви, грех, потому что надо встречать любые испытания в бодром состоянии духа, с верой, надеждой и любовью в душе. Иначе происходит отречение от единого целого, непризнание этого целого, а такое состояние осуждается учением о Боге, мире и человеке. Это разновидность неверия. Душа оказывается предоставленной самой себе, и человек обрекает себя на болезни».

Смертные грехи напрямую разрушают душу человека, а как следствие — и тело. Уныние иначе именуется злым разленением. При воздействии этой страсти человек ленится и не может принудить себя ко всякому спасительному делу. Ничто не радует и не утешает человека, он ни во что не верит и ни на что не надеется. Недаром говорится, что «унылый дух сушит кости».

Унылый дух сушит кости
ПЕРЕЧИСЛИМ симптомы, по которым можно заподозрить, что разрушительные процессы начались:


нарушения сна (бессонница, сонливость);

изменения аппетита (его утрата или переедание);

нарушение функции кишечника (запоры);

снижение сексуальных потребностей;

снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость;

боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).
Конфликт с собой способен перерасти в органическую болезнь. Так грех просачивается в телесную природу человека, приобретая медицинский аспект. Выздоровление, таким образом, — это следствие примирения человека с собою и с Богом. Путь к выздоровлению — это путь к нравственному усовершенствованию. Таково мнение Православной церкви.

Современная медицина предлагает немало методов лечения депрессий, но, как считает один из известных специалистов в этой области доктор медицинских наук, профессор Юрий ПОЛИЩУК, можно использовать и духовные, религиозные способы психотерапии.

Виктор Тростников так говорит о лечении: «Если бы человек, страдающий депрессией, спросил меня о том, как выходить из этого состояния, то ответом было бы не просто пожелание ходить в церковь, а стремление найти для себя очень опытного духовного руководителя-старца в каком-либо монастыре. Для этого, конечно, надо приложить усилие, поискать, доехать туда, но там вас выслушают не несколько минут, а постараются разобраться в источнике душевной скорби столько, сколько необходимо. Беседа может длиться несколько часов, а возможно, нужно будет побыть в монастыре несколько дней, попоститься и только потом начать лечение души».

А отец Анатолий (Берестов), иеромонах, руководитель Душепопечительского православного центра Иоанна Кронштадтского, доктор медицинских наук, считает, что «для человека, решившего бороться не только с телесным, но и с духовным недугом, необходимо активное воцерковление, изменение образа жизни с греховного на евангельский. Многих людей приводит к пониманию этого именно тяжелое заболевание. Цель православной медицины — способствовать спасению человека, помочь ему освободиться от несвободы его собственных страстей, которые разрушают и его тело, и его душу».

С другой стороны, верующие люди, столкнувшиеся с болезнью, не должны отказываться от помощи медицины, ибо, как говорил святитель Феофан Затворник, лекарь и лекарство от Бога, и отказываться от медицины — значит укорять Бога.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru