Русская линия
НГ-Религии Александр Петров08.07.2004 

Ветхий Рим и новый мир
Вселенский Патриарх стремится стать Византийским Папой

В Апостольском дворце Ватикана 29 июня состоялась встреча между главой Католической Церкви Иоанном Павлом II и Константинопольским Патриархом Варфоломеем I, который носит титул Вселенского Патриарха и считается «первым среди равных» глав Поместных Православных Церквей.

Визит в Рим Патриарха Варфоломея, чья кафедра располагается в Стамбуле (Константинополе), был приурочен к торжествам по случаю празднования дня святых покровителей Римской Церкви — апостолов Петра и Павла. По сложившейся традиции делегация Вселенского Патриархата регулярно посещает Ватикан именно в этот день. В свою очередь, представители Римско-Католической Церкви посещают Стамбул с ответным визитом 30 ноября, в день памяти апостола Андрея Первозванного.

Это уже второй визит Патриарха Варфоломея в Ватикан: первый раз Патриарх побывал здесь в 1995 году. Во время встречи Предстоятели двух Церквей заключили друг друга в братские объятия, ставшие, как заявил Иоанн Павел II, «символом желанного примирения между Католической и Православными Церквами, а также предчувствием надежды на продвижение к полному единству всех христиан».

Римский Понтифик напомнил, что 40 лет назад, в январе 1964 года, в Иерусалиме состоялась историческая встреча между Папой Римским Павлом VI (1897−1978) и Константинопольским Патриархом Афинагором I (1886−1972), в ходе которой они заявили о стремлении двух Церквей к примирению. В 1965 году оба Предстоятеля приняли решение о снятии взаимных анафем (отлучений) 1054 года, расколовших единую Церковь на Римско-Католическую и Православную.

В своем обращении к делегации Константинопольского Патриархата Иоанн Павел II высказался за возобновление работы Смешанной комиссии по экуменическому диалогу. Напомним, что совместная межцерковная комиссия была учреждена в 1979 году. После очередной встречи в Балтиморе в 2000 году из-за разногласий, возникших в связи с возможным приданием Греко-Католической Церкви на Украине статуса Патриархата, она приостановила свою работу.

По окончании встречи Вселенский Патриарх присутствовал на папской мессе, совершавшейся на площади Святого Петра. Возглавил ее сам Понтифик. В первой части мессы специально по случаю визита Патриарха звучали православные песнопения на греческом языке. После чтения Евангелия, которое читалось на греческом и латыни, Иоанн Павел II и Варфоломей I обратились с проповедью к верующим, собравшимся на площади. Примечательно, что Символ веры также был прочитан на латыни и греческом. На этом совместное богослужение завершилось, и Патриарх отошел от алтаря, у которого Понтифик завершил мессу и причастился. В тот же день Константинопольский Патриарх почтил память Папы Римского Павла VI, совершив панихиду у его надгробия в Соборе Святого Петра.

Встреча глав двух Церквей еще раз продемонстрировала, что, несмотря на разногласия по отдельным вопросам, Константинопольский Патриархат пытается укрепить взаимоотношения со Святым престолом.

Нынешняя экуменическая активность Константинопольского Патриарха свидетельствует о том, что на фоне усиления Русской Православной Церкви, являющейся самой крупной Церковью православного мира, Варфоломей I пытается укрепить свой авторитет и быть выразителем позиции всех православных Церквей. Когда первый по чести Православный Патриарх встречается с Римским Папой, он тем самым подчеркивает свой символический статус главы всех православных.

Недавняя попытка Константинополя контролировать избрание новых епископов Элладской Церкви завершилась в пользу Константинопольского Патриарха. Этот конфликт сопровождался взаимными обвинениями и даже временным разрывом литургического общения. Нельзя забывать и о достаточно напряженных отношениях Константинополя с Русской Православной Церковью. Вызваны они ситуацией в Эстонии, где параллельно существуют две Православные Церкви: Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ), находящаяся под юрисдикцией Константинополя. Кроме того, Московский Патриархат не оставляет попыток вернуть в свою юрисдикцию Архиепископию русских православных церквей в Западной Европе, имеющую в настоящее время статус Экзархата Константинопольского Патриархата.

На фоне конфликта между Москвой и Ватиканом Константинопольский Патриарх, выступая от лица православного мира, в противовес Москве показывает свою готовность продолжать диалог с католиками. Ссылаясь на древние церковные каноны, Варфоломей претендует на то, чтобы все епархии за пределами канонических территорий Православных Церквей входили в его юрисдикцию. Именно эта позиция позволяет ему выступать в качестве главы всех православных в объединенной Европе. В этом смысле налаживание контактов Вселенского Патриарха с Ватиканом укрепляет международный имидж Патриарха Варфоломея. Особенно если учитывать перспективу вхождения в Евросоюз Турции, где находится Константинопольская Патриархия.

Недавно под давлением США турецкие власти приняли решение о возобновлении деятельности православной семинарии Константинопольского Патриархата на острове Халки, закрытой ими в 1971 году. Вероятно, «в обмен» на это Варфоломей I выступил за полноправное участие Турции в Европейском союзе.

Откликаясь на экуменические призывы Ватикана, Варфоломей I продолжает стратегию своего предшественника Патриарха Афинагора, который пошел на сближение с Ватиканом в 60-е годы XX века прежде всего по политическим соображениям. Тогда, 40 лет назад, символические объятия первоиерархов также были призваны повлиять на политику турецкого правительства, которое в тот момент пыталось упразднить Константинопольскую Патриархию в Стамбуле. Существуя главным образом за счет поддержки греческой диаспоры в США, Константинопольский Патриарх был просто вынужден искать поддержки Ватикана. Как раз в то время Святой Престол взял курс на экуменическое сближение с православными Церквами, что было необходимо в преддверии Второго Ватиканского Собора.

То, что мы наблюдаем сегодня во взаимоотношениях Рима и Константинополя, это отнюдь не новое, а только уже слегка подзабытое старое. Нынешний кризис православно-католического диалога не смогут скрыть или приукрасить никакие понтификальные мессы с участием Патриарха и памятные снимки, сделанные на них. «Не наливают новое вино в старые мехи».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика