Русская линия
НГ-Религии Владимир Бараев08.07.2004 

Нелегкие пути Тенцзина Гятцо
Далай-ламе XIV так понравился Мао Цзэдун, что одно время он даже собирался вступить в Компартию

Об авторе: Владимир Владимирович Бараев — журналист, лауреат премии Союза журналистов Москвы.

Для многих Далай-лама — это живой Будда, земное воплощение Авалокитешвары — Бодхисатвы Сострадания. Первый Далай-лама родился в 1351 г. После его смерти он перерождался тринадцать раз, и потому нынешний Далай-лама (Тенцзин Гятцо) — четырнадцатый по счету. Он искренне убежден в своей духовной связи не только со своими предшественниками, но и с Авалокитешварой, и с самим Буддой.

Далай-лама XIII умер в 1933 г. Как и многих святых, его забальзамировали и посадили на трон лицом к югу, а через два года обнаружилось, что его голова повернулась на северо-восток. И в этом усмотрели предзнаменование. Потом один из монахов увидел в священном озере изображение трехэтажного монастыря, от которого тропа вела к горе и небольшому дому с водостоками странной формы. Срочно созданная поисковая группа отправилась в провинцию Амдо, где нашла трехэтажный монастырь, гору и дом с водостоками. В этом доме жила многодетная семья простого тибетца.

Глава группы попросился на ночлег. И как только вошел в дом, трехлетний мальчик закричал: «Сэра-лама, Сэра-лама!» Действительно, этот монах служил в монастыре Сэра. Весь вечер он наблюдал за мальчиком, а утром уехал, не сказав ни слова. Однако через несколько дней делегация вернулась, привезя вещи Далай-ламы XIII. Их разложили среди других чужих вещей. Малыш со словами «Это мое» отобрал вещи именно Далай-ламы. Правда, были и другие «кандидаты», но они проиграли в заочном соревновании с мальчиком по имени Лхамо Тхондруп, как назвали будущего Далай-ламу его родители.

Так произошла история чудесного превращения обычного ребенка в главу тибетских буддистов. Однако в Лхасу он впервые попал лишь в 1939 г., а окончательная церемония возведения его в сан духовного главы Тибета состоялась в феврале 1940 г. Поэтому буддисты помимо даты рождения Далай-ламы XIV (6 июля 1935 г.) торжественно отмечают и дату его интронизации — 22 февраля.

Детство его трудно назвать безоблачным. Вырванный из привычной среды, лишенный обычных детских радостей, мальчик с трудом привыкал к строгим монастырским правилам. Будучи живым и подвижным, он однажды уронил книгу, которую читал монах. Как и все тибетские книги, она была не сшита. И страницы рассыпались по полу. Монах крепко отшлепал мальчика. С тех пор он очень боялся строгого учителя, который осмелился поднять на него руку только потому, что был его дядей по отцу.

Однако его детство не было лишено обычных мальчишеских радостей. Он собирал модели из конструктора, но особенно ему полюбилась маленькая заводная железная дорога. Ночами мальчику приходилось спать одному в большой холодной комнате, бывшей спальне Далай-ламы V. Одиночество скрашивали мыши, которых он кормил, засыпая под их писк и возню.

Однажды Далай-лама начал рыться в многочисленных кладовых дворца Потала и нашел там телескоп, ружье с патронами, кинопроекторы, коробки с фильмами, музыкальную шкатулку, подарок русского царя Николая II Далай-ламе XIII, который очень любил технику. Первым делом мальчик испробовал ружье, а в телескоп стал разглядывать не столько небесные светила, сколько панораму гор, столицу Лхасу и ее окрестности.

В десять лет Далай-лама начал изучать буддийскую философию и логику, а в двенадцать взялся постигать приемы и хитрости тибетской диалектики — искусства состязания не только в применении религиозных канонов, но в остроумии и пластике движений. Упражнения, похожие на выпады фехтовальщиков и балетные па, очень нравились будущему лидеру буддистов.

Взрослея, Далай-лама стал серьезнее относиться к учебе. Впрочем, она всегда давалась ему легко. Поэтому он успевал находить время для увлечения техникой. Кинопроекторы и генераторы сумел починить старый киномеханик, который показывал фильмы еще Далай-ламе XIII. Позже он нашел в нижних складах электростанцию и автомобили — додж, джип («Виллис») и бэби-остин, которые тоже удалось восстановить. Вскоре Далай-лама научился их водить.

Намеренно подробно рассказывая о его детстве и юности, хочется показать Далай-ламу прежде всего обычным человеком, а не божеством, хотя нельзя не признать, что это, безусловно, неординарная личность. Живость ума, душевное обаяние и силу воли Далай-лама проявлял с ранних лет. Эти качества очень помогли ему, когда в пятнадцать лет он возглавил правительство Тибета (это было сделано досрочно, перед тем как китайцы в 1950 г. вторглись в Тибет), и потом, когда он стал вице-президентом Постоянного комитета Китайской Народной Республики.

В 1954 г. Далай-лама принял приглашение посетить Китай. Это было сделано вопреки мнению советников, боявшихся, что его могут там убить. Путешествие оказалось не просто трудным, а опасным для жизни. Но главные сложности начались в Пекине, где потянулась череда длительных митингов и банкетов в честь гостей из Тибета. За два с половиной месяца Далай-лама близко познакомился с Мао Цзэдуном. Председатель Мао поразил его тем, что благосклонно отозвался о Будде и богине Таре, популярной у китайцев. Этим он очаровал молодого человека, который всерьез заинтересовался марксизмом и даже начал подумывать о синтезе буддизма и марксизма. Одно время он даже хотел вступить в Компартию.

На многочисленных снимках тех лет 19-летний юноша, глава Тибета, очень худенький, стройный и красивый, с очаровательной улыбкой пожимает руки лидерам Китая. Визит затянулся до октябрьских праздников, когда на пятилетие КНР в Пекин прибыли Хрущев и Булганин. Однако наибольшее впечатление на него произвело знакомство с Джавахарлалом Неру. На торжества приехали несколько тысяч монголов, которые вместе с китайцами-буддистами очень хотели встретиться с Далай-ламой. Однако власти всячески препятствовали его общению с ними.

За день до отъезда Далай-ламы из Пекина состоялась последняя встреча с Мао. Великий кормчий дал множество советов по управлению страной, а в конце беседы вдруг доверительно сказал: «Мне нравится ваш подход. Религия — это яд. Во-первых, она уменьшает население, потому что монахи и монахини не должны жениться, а во-вторых, она пренебрегает материальным прогрессом». Эти слова шокировали Далай-ламу. Ему стало совершенно ясно, что его долгие ежедневные молитвы и медитации Мао Цзэдун воспринимал лишь как лицемерие или привычку.

Уже через год отношения Тибета с Китаем обострились. Китайцы приказали жителям восточных провинций Тибета разоружиться, там поднялись волнения, которые перекинулись в центр страны. Далай-лама пытался через Индию воздействовать на Китай, а его братья втайне от него вышли на связь с ЦРУ. Помощь в виде старых базук, ружей, сбрасываемых с воздуха, оказалась бесполезной — при падении они выходили из строя…

Дело шло к прямой расправе над Далай-ламой, и 31 марта 1959 г. ему пришлось бежать в Индию. Возглавив Тибетское правительство в изгнании, он не просто спас себя, но и обрел свободу. Помимо 6 тыс. монахов из Тибета бежало 100 тыс. простых мирян. Большинство из них оказалось в Индии, меньшее число — в Непале, Бутане и других странах. Далай-лама сердечно благодарил Джавахарлала Неру и глав соседних стран, приютивших беженцев.

Золото, вывезенное на нескольких самолетах еще в 1950 г. и размещенное в банках Сиккима, было вложено в ряд предприятий, руководители которых, к сожалению, оказались неумелыми, а чаще просто нечестными людьми, и от богатства вскоре почти ничего не осталось. Однако правительство Тибета в изгнании сумело основать общины монахов, детские приюты для сирот, дома призрения для престарелых соотечественников.

Вопреки всему тибетцы, выдержавшие все испытания, сохранили сплоченность и выжили. Далай-лама продолжал выступать с предложением мирных инициатив, но Китай не желал даже слышать о них. И тогда начиная с 1967 г. Далай-лама стал вести активную пропаганду в других странах. Сначала в Японии и Таиланде, а в 1973 г. он впервые приехал в Европу. Встретившись с Папой Римским, он установил крепкие дружеские связи с католиками и представителями других христианских конфессий. Далай-лама посетил одиннадцать стран, в основном где обосновались тибетцы, чтобы духовно поддержать их.

В 1979 г. он впервые побывал в США. Визит широко освещался прессой и телевидением. Далай-лама очаровал всех своим обаянием и эрудицией, а также вызвал живой интерес и сочувствие к судьбе Тибета. Он не вел пропаганду буддизма, а стремился найти общее между разными религиями. Утверждая, что возможно найти мир и гармонию между различными странами, он покорил многих видных деятелей культуры. Во многом благодаря ему поклонниками буддизма стали Стивен Сигал, Ван Дамм, Чак Норрис, Ричард Гир, Джеки Чан, Шерон Стоун, Тина Тернер, Дэвид Боуи. Все они считают Далай-ламу своим учителем.

Разъезжая по всему миру с проповедями и лекциями о мире, Далай-лама фактически стал посланником своего народа. Его авторитет и духовное воздействие на умы и сердца людей разных стран постоянно растет, видимо, именно это так раздражает руководство Китая, которое не хочет прислушаться к его мирным инициативам.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru