Страна.Ru | Мария Свешникова | 08.07.2004 |
Уникальная книга содержит цикл из десяти агиографических, исторических и литургических памятников, передающих историю одной из наиболее почитаемых на Руси святынь — Тихвинской иконы Божией Матери, по преданию, написанной апостолом Лукой. В ней собраны редкие памятники агиографической литературы, начиная с тех времен, когда появилось иконописание, вплоть до рассказов о чудесных исцелениях от иконы, засвидетельствованных в XVI—XVII вв.еках. В дополнении, архивные изыскания сотрудников Русского Музея, проясняют творческую биографию ведущего мастера тихвинской живописной школы второй половины XVII в. Родиона Сергиева, считающимся создателем первой иллюстрированной «Книги сказаний об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской», написанной и проиллюстрированной им в 1658 году.
Книга хранилась в Тихвинском Успенском монастыре и послужила образцом для следующих рукописных списков, которые изготавливались вплоть до XVIII века. К сожалению, в настоящее время, место нахождения Книги Родиона Сергиева остается неизвестным, а в Российской Национальной библиотеке хранится уцелевший экземпляр рукописи, созданный в 80-х годов XVIII века.
По словам автора комментариев к изданию, сотрудника Отдела рукописей Российской национальной библиотеки Екатерины Крушельницкой, «Книга об Иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской» — это самобытный памятник русской письменности. Она описывает события, связанные с иконой и Тихвинским Успенским монастырем, главный собор которого был построен специально для хранения чудотворного образа. Изданная рукопись по тексту, его структуре и художественному оформлению является наиболее близкой к самой первой, написанной Родионом Сергиевым".
Эту точку зрения разделяют многие научные работники. Больше того, по утверждению заведующего отделом славяно-финской археологии Института материальной культуры Российской Академии наук Анатолия Кирпичникова, «по преданию, икона содержит элементы портретности Богородицы. Эту икону при жизни Марии в 1 в н.э. создал иконописец Лука. Появление иконы в России — это явление благодати Матери, а сама книга — иконографическое произведение. Книга имеет большую ценность для изучения истории России».
Культурно-историческое значение рукописного памятника было оценено еще в конце XIX века, когда Обществом любителей древней письменности было предпринято литографическое воспроизведение той части рукописи, где представлено описание образа Тихвинской Богоматери. «Чудное подобие пречестного образа Богоматери на чудотворной Тихвинской иконе и особый ее облик изображается точно, размер же имеет средний. Размер же самой воспетой чудотворной иконы Богоматери в высоту имеет пять пядей, в ширину четыре. Невелик этот размер и соизмерим с нашей худостью, но велики и безмерны те чудодействия, которые совершаются этой иконой». (Описание переведено с церковно-славянского на современный русский язык). Издание Общества послужило своего рода рекламной акцией, поскольку в дальнейшем упоминания об Иконе и Книге о ней встречаются более, чем в 100 исследовательских работах и в России и в мире.
«Книга об Иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской» выпущена тиражом в 100 экземпляров в кожаном переплете с полностью воспроизведенным оригинальным тиснением на обложке. Издание в точности повторяет старинную рукопись — украшенный 124 акварельными рисунками фолиант, а также несколькими орнаментальными заставками и концовками. Отдельным приложением к изданию вышли научные комментарии. Однако особое культурное и духовное значение Книги для современной России не позволяет ограничить тираж одной сотней экземпляров факсимильного издания. Поэтому в ближайшее время будет подготовлен второй тираж книги в 500 экземпляров, который будет отличаться материалом обложки, и третий — для массового читателя.
Более 550 лет чудотворная икона Богоматери Одигитрии Тихвинской пребывала в России. По преданию, она чудесным образом покинула Константинополь накануне падения Византии под натиском османской империи и в 1383 г. явилась на Руси в пределах Великого Новгорода над Ладожским озером. Совершив «светозарное путешествие» по воздуху, икона Богоматери остановилась на реке Тихвине. Здесь для поставления иконы построили деревянный храм. В 1515 г. на его месте по повелению царя Василия III был возведен каменный Успенский собор, стоящий поныне. В 1560 г. Иван Грозный основал при этом соборе Тихвинский Успенский общежительный мужской монастырь, который на протяжении веков служил местом паломничества православных, стекавшихся сюда со всех концов Руси на поклонение чудотворному образу.
В первые годы советской власти, когда Тихвинский Успенский монастырь был преобразован в трудовую артель, состоялась первая акция по изъятию церковных ценностей. Тогда навсегда была утрачена изготовленная в 1836 г. драгоценная риза иконы. До начала Великой Отечественной войны икона оставалась в Успенском соборе. В начале 1942 г. чудотворная икона как ценная реликвия была вывезена немецкими войсками в Псков, где она хранилась в оружейной комнате военно-полевой комендатуры, занимавшей Поганкины палаты. В этом же году икона была перенесена в Троицкий собор.
В апреле 1944 г. в связи с наступлением советских войск, Тихвинская икона Божией Матери была вывезена в Ригу. Затем вместе с семьей архиепископа Рижского Иоанна (Гарклаваса) около четырех лет находилась в лагерях беженцев в западной части Германии.
С начала 50-х гг до своей кончины в 1982 г. владыка Иоанн служил настоятелем Свято-Троицкого собора в Бостоне, там же находилась и икона. После смерти Иоанна икона перешла на хранение к его духовному наследнику — священнику Сергею Гарклавсу, который перенес ее в свой дом на хранение.
Архиепископ Иоанн благословил отца Сергия вернуть чудотворную икону в Тихвинский монастырь, «когда не будет угрозы Православию». Во время своего визита в Россию в 2002 г. отец Сергий посетил возобновленный в 1995 г. Тихвинский Успенский Богородицкий монастырь и объявил о своем намерении вернуть чудотворный образ в обитель. Что и было выполнено в последних числах июня 2004 года.