Ислам.Ru | 07.07.2004 |
Вчера (29 июня с.г.) в резиденции Совета муфтиев России (СМР) состоялась встреча его председателя Равиля Гайнутдина с послом «Израиля» в РФ Аркади Мил-Маном.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, стороны сошлись во мнении, что проблему Ближнего Востока необходимо обсуждать на переговорах «без взаимных претензий». «Палестино-израильский конфликт нужно решать мирным путем, не вспоминая обиды» — такое мнение высказал Равиль Гайнутдин на встрече с послом «Израиля» в РФ Аркади Мил-Маном.
Аркади Мил-Ман, в свою очередь, пригласил муфтия к совместному участию в форумах, которые будет проводить посольство. Он констатировал, что в России «нет сложных моментов в мусульмано-иудейских отношениях».
Это уже не первый визит представителя сионистского государственного образования в Совет муфтиев. В прошлом году его посетил главный раввин «Израиля» Иона Мецгер.
Данное событие вызвало резкое возмущение в мусульманской общине России. Проблема Палестины касается любого человека, исповедующего Ислам, вне зависимости от страны проживания и национальности. Согласно Шариату, каждый мусульманин несет ответственность за будущее этой земли.
Палестина несколько раз упомянута в Коране. Из Иерусалима Пророк (мир ему) вознесся к Аллаху во время Мир’аджа. Третья по значимости святыня Ислама — Мечеть аль-Акса, служившая долгие годы первым мусульманам киблой (направление для намаза) находится на земле Палестины, которую Аллах несколько раз в Коране наградил эпитетом «благословенная». Здесь же жили великие пророки Единобожия (мир им).
Тема Палестины носит для человека, исповедующего Ислам, далеко не только политический характер, это вопрос глубоко религиозный. Важность поддержки сопротивления сионистам на Святой земле — часть веры мусульманина.
В свете всего этого действия главы Совета муфтиев России еще более возмутительны даже чем, если бы патриарх Русской Православной Церкви встретился во время Великой Отечественной войны за чашкой чая с гитлеровским посланником и поддержал бы его во мнении, что советско-германский конфликт необходимо решать без взаимных претензий.
Позволив себе нечто подобное акции Гайнутдина, любой из исламских лидеров, будь то в мусульманской стране или на Западе, автоматически превратился бы в исламском мире в персону нон-грана. На будущем этого человека, как лидера мусульман, можно было бы ставить жирный крест, по крайней мере пока он публично не объясниться и не покается.
Но, что поразительно, руководителям отечественных «официальных» мусульманских структур пока данные возмутительные выходки сходят с рук, что ярко иллюстрирует незрелость российского мусульманского сообщества.
К сожалению, представители «официальных» структур от комментариев по поводу случившегося отказались. Один из них, сначала не поверив, что такая встреча вообще могла состояться, а затем заявив, что — «это сенсация», сказал прямо: «Как мы будем что-либо заявлять на данный счет, когда Р. Гайнутдин — наша крыша».
Между тем, свои мнения по поводу происшествия высказали видные представители мусульманской общины России и проживающие в стране арабы-мусульмане:
Хасмухаммад-хаджи Абубакаров, известный в России и за рубежом теолог, психиатр, отец Саидмухаммада-хаджи Абубакарова, муфтия Дагестана, убитого неизвестными террористами в 1998 г., и руководитель благотворительного фонда его имени:
«Все прогрессивное человечество, люди разных национальностей и религий, осуждают преступную политику так называемого „Израиля“, избегают любых контактов с сионистами, — заявил он Ислам.Ру. — Сам факт встречи Равиля Гайнутдина с послом „Израиля“ не только резко возмущает меня, как мусульманина, но и, как у психиатра, вызывает сомнения в психической адекватности главы Совета муфтиев России. Я бы посоветовал ему пройти серьезное обследование в Институте Сербского в Москве».
Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:
«Данная встреча повергла меня в полный шок. Я, конечно, совершенно не ожидал этого от Равиля Гайнутдина. При всех вопросах, которые к нему могут быть, все-таки он ранее вел себя прилично и достойно.
Известно, что мусульманин не имеет право признавать «Израиль» как государство. Поэтому встреча главы СМР с так называемым послом является глубоким нарушением Ислама, вызовом всем мусульманам, оскорблением для палестинцев, для шахидов, которые пали в борьбе с сионистскими оккупантами.
Я просто не могу не осудить это. Конечно, такие вещи не простительны для человека, претендующего на официальное представительство Ислама в России.
Если после встречи с раввином «Израиля» Ионом Мецгером Гайнутдин мог предъявить в свое оправдание, что он встречался не с главным раввином «Израиля», а просто с духовным лицом авраамической традиции, то в случае с послом никаких оговорок быть не может. С послом он, конечно, встречался только как с официальным представителем так называемого государства «Израиль», что недопустимо.
Поступок Гайнутдина — это откровенный вызов чувствам и убеждениям всех мусульман, нарушение фетв, которые вынесли очень серьезные богословы, нарушение исламского единства, которое основано в политическом плане на непризнании законности «Израиля». Как известно, нам запрещено посещать это государственное образование, потому что мусульмане не должны ставить отметки «израильских» таможенных структур в свои паспорта.
Палестина — это оккупированная территория. Даже необходимость паломничества в аль-Кудс (Иерусалим) не является оправданием для его посещения, т.к. оккупированная территория не может быть объектом паломничества. Это противоречит и религиозному праву, и общечеловеческим представлениям.
Акт Равиля Гайнутдина для меня является крайне огорчительным. Приходится с сожалением констатировать, что конформизм наших муфтиев выходит за все допустимые пределы.
В целом же, с «израильскими» послами сегодня очень многие отказываются встречаться. «Израиль» все больше становится нон-грата в мировом сообществе. Иллюзии по поводу этого бандитского самодельного образования исчезают. В конце концов, суверенность и легитимность «Израиля» может быть легко оспорена.
Поэтому палестинцы и все мусульмане, когда они говорят о «так называемом государстве Израиль», это не просто манера выражения. Это четкое осознание того, что юридически «Израиль» — самодельное образование, суверенитет которого зиждется только на сговоре и соглашении ведущих держав. И если что-то в силу новой конъюнктуры изменяется, фиктивный суверенитет «Израиля» провисает. И всем тем, кто хоть немного занимался исторической стороной ближневосточной проблемы, в общем-то, все это хорошо известно.
Джабир ар-Раид, руководитель московского бюро панарабской газеты «аль-Хайят»:
Я хотел бы обратить внимание только на одно. Встреча произошла в тот момент, когда палестинцы находятся в блокаде, в условиях жестких мер, которые армия «Израиля» применяет против них. И хотя бы в качестве протеста против политики Шарона можно было бы не встречаться с «израильскими» политиками.
На мой взгляд, мусульмане России и их духовные лидеры, напротив, должны резко осуждать политику «Израиля». Это их обязанность.
Для меня вообще удивительно, что официальные мусульманские лидеры предпринимают такие шаги, а другие отказываются это комментировать.
К сожалению, в России между разными мусульманскими лидерами есть определенное несогласие. Комментировать это я не буду, т.к. меньше всего хотел бы внести свою лепту в это противостояние. Я надеюсь, что данная проблема, в конце концов, будет решена в пользу мусульман России.
Но это не значит, что нельзя высказать свою позицию. По крайней мере, в ходе беседы Р. Гайнутдина с послом можно было поддержать каким-то образом палестинцев, или, например, пригласить на встречу посла Палестины.
Камаль Абдулла, представитель международной организации «Иерусалим» и общины палестинцев Москвы:
«Я бы не хотел переходить на личности. Но сам поступок Р. Гайнутдина возмутителен. Он не имеет право от лица всех мусульман страны садится за один стол с агрессором. Гайнутдин представляет только возглавляемое им Духовное управление, но не всех последователей Ислама в России.
Гайнутдин говорил о том, что проблему Ближнего Востока необходимо обсуждать на переговорах «без взаимных претензий». Как это возможно, если сионисты, которые вообще не имеют к Святой земле никакого отношения, сегодня оккупирую Палестину, уничтожают исламские святыни, стирают, вообще, любые следы пребывания арабов, как мусульман, так и христиан, на этой территории.
В то же время изоляция «Израиля» сегодня в мире нарастает. В Европе многие считают для себя недопустимым находиться даже в одном помещении с гражданами этого государственного образования. Бывали даже случаи, когда ученых, представителей «Израиля», просили удалиться из зала конференции в знак протеста политике их правительства. В этой связи поступок Р. Гайнутдина не может быть ни коим образом понят».
Ашик-Саид Конурбаев, филолог, профессор МГУ:
«Если у человека болит голова, он идет к врачу. Если у него протекает кран в квартире, он вызывает водопроводчика. Если ему нужны деньги, он их занимает.
Невозможно представить, чтобы головную боль можно было вылечить, скажем, благодаря советам тренера по боксу. Или починить кран в квартире с помощью советов проктолога. Или изыскать деньги, пользуясь услугами бандита с большой дороги.
Мораль: можно обсуждать вопросы веры, преемственности конфессий, межрелигиозного диалога с теми, кто имеет к этому отношение. Но бессмысленно делать это с теми, кто попрал все основы веры, чьи руки обагрены кровью верующих в Единого Бога».
30 июня 2004 г