Русская линия
День (Киев) Богдан Барбил06.07.2004 

Реквием по деревянным храмам
В Закарпатье в немедленной помощи нуждаются 20 готических церквей

На территории Закарпатья сохранено 118 деревянных церквей, построенных в течение последних пяти столетий, 48 из них зарегистрированы как памятники архитектуры. В 1751 году в селах еще не разделенной Мукачевской греко-католической епархии насчитывалось около 800 деревянных церквей.

Если бы эти храмы могли говорить, то непременно попросили бы у Всевышнего такой судьбы, как у деревянной церкви Музея народной архитектуры и быта Закарпатья. Ее построили в селе Шелестове Мукачевского района в 1777 году, в 1924-м перевезли в Мукачево, дабы сохранить как памятник народного строительства, а в 1974-м — в Ужгород, где ее установили на территории скансена. С недавних пор она опять «ожила»: здесь греко-католическая община каждое воскресенье проводит богослужение. В иконостас вмонтированы иконы XVIII века, которые были перевезены сюда из села Колочавы Межгорского района. Известный исследователь древности академик Игорь Грабарь называл Шелестовский храм лучшим образцом деревянного зодчества Закарпатья. Это лемковский тип сооружений, который сочетает шатровый и барочный стили.

В эти дни Шелестовская церковь, готовясь к своему 230-летию, как будто помолодела. До сих пор не имела колокола и вот рядом, через забор, установили деревянную колокольню. Она из приселка Вильховатый, который входит в село Костыливки Раховского района. Возведена в конце XIX — в начале XX века. Последняя шестигранная гуцульская колокольня почему-то стала сиротой около нового каменного храма, поэтому музейные энтузиасты перевезли ее в Ужгород.

Прихожане, к удивлению, перестают ценить древности… Так, в селе Билыне Раховского района кругом деревянной церкви возводят каменную. В защиту деревянного храма стали члены общественной организации «Новая форма». Настоятель отец Михаил заявил: православные прихожане сами решат, что дальше делать и дать ли разрешение на перевозку церкви в музей Карпатского биосферного заповедника или в Мукачевский женский монастырь. Из-за отсутствия средств работы остановились. Чтобы продолжать сооружение мурованного храма, нужно разобрать деревянный. Таким образом, определенное время негде будет молиться.

Три года назад в Закарпатье началась инициируемая областной властью акция «Спасем деревянные церкви края». Удалось отремонтировать старую часовню в Уклине, заменить гонтовое покрытие на памятке архитектуры в Гукливом. Начали разрабатывать проект реконструкции одной из древнейших церквей XV века в Колодном Тячевского района. Глава Закарпатской облгосадминистрации Иван Ризак попросил руководство предприятия «Закарпатьеобленерго» профинансировать реставрацию этого уникального храма. Внутри здесь все расписано по дереву. Таких росписей по всей Украине насобирается с десяток. Но крыша протекает, все уничтожается. Старше Колоднянской в области только Николаевская церковь в Среднем Водяном (1428 год). Необходимо спасение храма XVII века в Розтоке. Местные православные отвернулись от него, построив новую церковь. Из памятки архитектуры продали два бесценных иконостаса.

По словам пылкого борца за сохранение древностей, искусствоведа Михаила Сирохмана, в немедленной помощи нуждаются 20 готических церквей. В украинских Карпатах таких больше нет нигде. Хотя внутри храмов так много уничтожено, переиначено, что реставраторам нужны будут десятилетия на восстановление аутентичности. За годы независимости Украины исчезло до десяти деревянных шедевров. Так, из-за плохо установленного громоотвода сгорел храм в Стебловке. Пожар уничтожил церковь и в Нереснице. А в Кобылецкой Поляне Раховского района памятка архитектуры была разобрана и после торжественной службы сожжена. Разобрали старые храмы в Водице, Костыливке, а они могли бы, скажем, стать часовнями около новых каменных. До сих пор в Закарпатье есть около семидесяти не учтенных деревянных церквей, преимущественно православных, построенных в 20-е годы прошлого века.

Есть закон о памятниковой территории, есть закон, что нельзя менять интерьеры. Но они действуют не у нас, а в соседней Словакии. Если в Закарпатье насчитывается 48 деревянных храмов, отнесенных к памяткам архитектуры, то на всю Словакию их 27. На днях исполнилось 300 лет деревянной церкви в Тополе Пряшевского края. В этом храме крестили Александра Духновича — выдающегося культурного и духовного деятеля пряшевских и закарпатских русинов. Прошлый год, по решению ЮНЕСКО, прошел под знаком 200-летия Александра Духновича. Греко-католический священник Павел Станко уже 35 лет духпастырем в Тополе. С 1968-го, когда в Словакии приняли закон о включении старых деревянных храмов в перечень национальных культурных памяток. Недавно в селе построили каменный храм, но древний также действует. В нем, в частности, проводят заупокойные молебны. Представители соответствующих государственных служб постоянно следят за состоянием святыни. При помощи государства внутри заменили пол, электропроводку, в ближайшее время отреставрируют иконостас. Над конкретными объектами шефствуют частники- спонсоры. Как рассказал директор музея русско-украинской культуры в Свиднике Мирослав Сополыга, большинство памяток относится к так называемой лемковской строительной школе XVIII века. Все, кроме церкви в селе Гунковцы, действующие. В музее русско-украинской культуры в Свиднике церковь 1776 года (на год моложе Шелестовской) из села Новая Полянка. Она была настолько развалена, что невозможно было перевезти в скансен. Сельские мастера разобрали ее и обновленную, но точь-в-точь такую же, поставили на новом месте. Каждое воскресенье во время службы Божьей она полностью заполнена.

— Акция «Спасем деревянные церкви Закарпатья», — говорит Михаил Сирохман, — должна быть продолжена по возможности шире. К ней должны приобщиться не только первые руководители области, городов, районов, а все закарпатцы. Бог не простит, если, скажем, потеряем церкви в Среднем Водяном и Колодном, которые родились до того, как Христофор Колумб открыл Америку.

N115 06.07.2004 «День»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика