Трибуна | Павел Флоренский | 06.07.2004 |
Сегодня Павел Флоренский >— известный ученый, академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук, автор более 300 научных трудов, профессор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина. Именно любознательность и стремление все познать опытным путем привели Павла Васильевича к идее создания Комиссии по чудесам. Патриархия почин Флоренского поддержала…
— Павел Васильевич, расскажите о вашей комиссии: когда и кем она была создана? Кто входит в ее состав?
— Она создана по инициативе научников в 1999 году. Кроме меня, геолога, в комиссию входят: физик Александр Московский, физик Сергей Сашинский, биолог Александр Агаджанян и филолог Татьяна Шутова.
— Что вами движет?
— Лю-бо-пыт-ство. Причем любопытство научное.
— Расскажите о самом последнем чуде, с которым пришлось столкнуться…
— Два месяца назад я побывал под Брянском, в городе Локтеве, где обильно мироточат иконы. И привез оттуда в пластмассовой баночке из-под витаминов это самое мироточивое масло. Через какое-то время я обнаружил, что масло из баночки протекает: под ней образуется масляная лужа. Тогда я слил содержимое баночки в стеклянный сосуд и переставил эту баночку в другое место. И что же вы думаете? Под совершенно пустой баночкой вновь разлилась лужица масла. С тех пор я переставлял ее несколько раз, а эффект тот же самый — она мироточила. Утверждать, что эта баночка благочестива, не берусь. Да и по вере моей не должно было даться, потому что у меня чувство глубокого недоверия к чудесам.
— Такое впечатление, что там дырочка на донышке…
— Началось! Там масла-то и не осталось — я его полностью вылил! Однако каков запах?! Вот понюхайте.
— Действительно благоухает…
— Вот и лужица под баночкой… И это не икона, а предмет… Не знаю…
— Но все же — это Божье явление или природное?
— Понимаете, чудес не бывает для двух типов людей глубоко верующих. Из них первые — те, для кого все дар Божий и чудо. Как пример таковых князь Трубецкой приводил древних иудеев, для которых все было пронизано благодатью Божьей и все происходящее вокруг было чудом. Все, что ни происходило, для них было естественным прикосновением к Богу. Другой крайний пример людей, для которых нет чудес, это протестанты, которые убеждены, что Господь Бог вначале дал некоторый толчок, а дальше даровал нам и всему миру свободу развиваться, и мы развиваемся на собственную ответственность, без его коррекции, участия и поддержки. Это тоже глубоко верующие люди, только по-другому.
— А в протестантском мире случаются чудеса?
— Нет.
— По вере вашей да будет вам?
— Или по желанию… Ой-ой-ой, как бы не загубить диссертацию по космическим исследованиям… (Павел Васильевич отодвигает чашку дымящегося кофе от пачки бумаг.) Так что мы говорим с вами о чудесах, а у меня на столе лежит отзыв о трансформации углерода под действием ударов метеоритов, и в связи с этим изменение альбедо астероидов.
— Тоже чудеса своего рода…
— Конечно… Однако Господь дал нам самое великое и святое, что есть в космосе, — Свое Тело и Кровь нам в употребление в причастии. Все остальное, извините, фигня.
— А не кощунственно ли это с церковных позиций — проверять чудеса научным методом?
— Все законы природы нам даны Богом. Как говорила моя покойная бабушка, если с любовью и благочестиво, то можно.
— А когда вы приезжаете на место, где произошло чудо, как вас встречают священники — с пониманием или все-таки считают, что это нельзя?
— Очень по-разному. Многие из них не любят этого. И когда начинаются чудеса, они уносят икону в алтарь и там скрывают ее. Потому что это — развлекашечка, постороннее явление в церковном процессе. Главное в церкви то, что происходит на литургии, — пресуществление Святых Даров! Это нужно очень четко понять. Повальное увлечение чудесами — признак кризисного состояния общества. Фокусы им подавай! Современный обыватель, вместо того чтобы исповедаться и причаститься, едет за исцелением в паломничество к мироточивым иконам.
— Если раньше, в 80-х, скажем, каждый случай мироточения был на счету, все о нем говорил, то сейчас такое обилие чудес, какого, наверное, никогда в истории Церкви не было, да?
— Да-да! Просто обвал! Но, с другой стороны, особенно активно чудеса происходят и в так называемом Богородичном центре. Это раскольники. Их священство весьма сомнительно. Я не обсуждаю жульничество, я исхожу из того, что это правда. Дело в том, что у православных священник имеет принципиальное отличие от тех же раввина или муллы. В иудаизме и исламе это просто мудрый, образованный человек. Поэтому муллой или раввином может быть любой. А в христианстве священство — величина сакральная. Почему? Потому что Господь свел на апостолов Благодатный огонь, после этого апостолы посвятили в епископов своих учеников, кладя им руки на голову. Это рукоположение во священство передается через архиереев непрерывно от самого Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому самостийно вы можете нарядиться хоть в византийского императора.
— Вот у вас баночка из-под витаминов мироточит. Значит, здесь само собой напрашивается вопрос о природе этого чуда?
— Правильный вопрос. Потому что есть чудеса и от темных, бесовских сил. Поэтому мы занимаемся чудесными знамениями, происходящими только в Русской Православной церкви. Мы полагаем, что в кругу этой этики, этой системы — благодать Божья. А чудеса есть где угодно. Я не обсуждаю, благодатны ли католицизм или ислам. Конечно, благодатны. Но это не наш опыт. Наша комиссия не занимается чудесными событиями, происходящими вне РПЦ. Кроме того, мы не занимаемся чудесными событиями, связанными со здоровьем человека, — исцелениями, прозрениями, предсказаниями, явлениями из другого мира. Пусть этим занимаются психологи, психиатры и врачи. Мы работаем, как профессионалы, с веществом. Там, где мы можем взять пробу, проанализировать, поцарапать и посмотреть. Это мироточение, слезоточение, кровотечение и обновление икон, а также отпечатывание иконы на стекле.
— Насколько мне известно, до революции, чтобы проверить чудо на истинность, икону опечатывали на несколько дней…
— Не только опечатывали. Первыми к ней являлись полицейские и криминалисты, которые ее обследовали и докладывали результаты священноначалию. А мы не сыскари.
Мы не умеем и не имеем права проводить сыскные действия. Мы не занимаемся проверкой того, правда это или нет. И когда мы видим то, что нам не нравится, тактично отмалчиваемся.
— Давайте тогда поговорим о том, чем вы конкретно занимаетесь. Начнем с мироточения…
— Вообще-то термин «мироточение» — в принципе неправилен. Миро — некое вещество на основе растительных масел, которые варит сам Патриарх. Потом в пузыречках оно рассылается по епархиям. Это абсолютно священное масло, которым мажут человека один раз в жизни при крещении, а государя-императора второй раз — при коронации. Так что не всякое благоуханное масло есть миро. Понятие «миро» состоит из двух вещей — из вещества и из намоленности, ритуала. Так же, как христианин состоит из органического вещества, из которого состоит его тело, и того, что он крещен.
— Итак, это не миро. Но точение ли? Откуда появляются капельки масла на поверхности иконы?
— Здесь я вспомню нашу последнюю поездку — под Брянск, в город Локтев. Увидев, что мы не привезли с собой свои иконы, священник удивился. Он привык к тому, что все приезжающие привозят свои иконы — «на мироточение». Привезенная икона потом долго благоухает.
— Привезенные иконы прикладываются к мироточащей иконе?
— Нет, просто находятся в одной комнате и также покрываются маслицем. Так вот, иконы положили на стол, покрытый скатертью. Я обратил внимание, что из-под одной иконы торчал краешек писчей бумаги. После акафиста, который прочел священник, все ушли. А когда через час вернулись, иконы были покрыты как будто испариной — маслом. Я по двум провел по диагонали пальцем, чтобы посмотреть — это продолжительный процесс или одноразовый. Оказалось, одноразовый. Там, где я провел пальцем, миро не появилось. На бумаге тоже было набрызгано. Более того, авторучки, лежащие на столе, маслицем покрылись. Скатерть, на которой лежали иконы, тоже пропиталась маслом. Если процесс свят, то при чем здесь посторонние предметы? Произошел процесс массового осаждения масла на всей этой территории вокруг икон. Таким образом, не мироточение, а маслоосаждение. И вряд ли это является набрызгом — на иконах масло лежало по контуру ликов святых мучеников — так не набрызгаешь.
— А каковы результаты химического анализа?
— Это органическое масло, по своему составу очень близкое к подсолнечному и оливковому. В общем виде масла от разных мироточивых икон очень похожи. А в деталях -различны. Но это не масла нефтяного ряда. А вот на святость анализов нет.
— Но существует же закон сохранения энергии. Как в данном случае вещество появляется из ничего?
— Известно, что энергия из вещества может появиться в атомной бомбе. Но то, чтобы вещество появлялась из ничего… Для этого нужно гигантское количество энергии. Мы подсчитали, что для появления капелек масла на поверхности иконы высота насыщения должна быть 10 километров. Выше Эвереста! Объяснить такое явление невозможно. Можно только описать. И это меня, как научника, раздражает.
— А случаи слезоточения научно объяснимы?
— Мы знаем о таких случаях, когда появлялась влага на иконах. Но вода испаряется очень быстро. До нас ничего не дошло. Если это действительно слезы — оставалась бы соль. Но мы ни разу не видали солевых потеков на иконах. Если следовать гипотезе отпотевания, то слезоточение легче объясняется, чем мироточение. Но это явление не перестает быть Благодатью, если это происходит в церкви.
— Еще одно распространенное чудо — отпечаток иконы на стекле…
— Да, речь идет о появлении фотографического изображения иконы. Стекло мы изучали достаточно серьезными физическими способами. При больших увеличениях выяснилось, что частицы на стекле -не кристаллы, как предполагали, а капли. По своему составу вещество близко к мылам. Такого вещества нет ни в дереве, ни в лаке, ни в краске икон. Удивительно другое: почему же получается перенесение от иконы на стекло? Если бы это было просто испарение, а не конденсация, то оно бы рассеялось и ровным слоем покрыло стекло. Здесь же идет направленная конденсация: капли четко повторяют контуры образа иконы. И пока невозможно объяснить, что это за вещество и как оно выделяется.
— А вне церкви подобные случаи были?
— Понимаете, музейщики — они не так благоговейны. Для верующих все, что связано с церковью, свято. Ведь мы же прикладываемся порой не к самому изображению, а к стеклу. И все в церкви находится под пристальным вниманием. А если в музее какая-нибудь картинка под стеклом вдруг отпечатается — просто почистят стекло. Поэтому отвечаю: не известны, но это не значит, что их не было.
— Обновление икон — еще одно явление, которое сегодня происходит повсеместно…
— Да, суть его в том, что еле видимые или совсем утраченные краски проступают во всей своей яркой красоте. Масса таких случаев, когда приносят грязную доску, а она становится сияющей, радостной. Конечно же, благодать уже тот факт, что нашли икону, и она очистилась. В частности, можно вспомнить знаменитую икону Державной Божьей Матери в Коломенском. Эту икону запрятали в 1915 году в подвал, потом она приснилась одной женщине, и ее нашли в день отречения от престола государя-императора. Сначала это была грязная доска, но потом она очень быстро засияла.
— Чем это можно объяснить?
— Икону часто протирают. И не столько водой, сколько маслицем. А масло в состоянии растворить и смыть грязевой налет. Впрочем, это только версия. Где противоестественное чудо, где естественный химический процесс — границы здесь очень размыты.
— Получается, что обновление икон невозможно проверить опытным путем?
— По крайней мере, Адольф Николаевич Овчинников, наш знаменитый реставратор, который реставрировал практически все величайшие иконы России, никогда ни одного мироточения или обновления в этих древних иконах не видал. Все происходит с молодыми, новыми иконами. Один такой случай недавно произошел в Свято-Алексеевской пустыни (под Переславлем-Залесским). Отец Алексей шел в храм и по дороге в сугробе нашел абсолютно белую доску. Он принес ее домой и положил между книг. Через год или больше, копаясь в книгах, обнаружил, что это икона. Белый налет пропал, и из-под него вылезло изображение иконы.
— Что же произошло?
— Возможное объяснение: белый слой — это лак. Ведь лак, пропитавшийся водой, становится белым (как когда вы ставите чашку с горячим кофе на лакированную поверхность стола — образуется белый круг). Но белый круг на столе убрать не так-то просто. А там это произошло.
— Павел Васильевич, вы хоть и ученый, но родились и выросли в церковной семье. Встречались ли вы в своей жизни с чудом вне всяких оговорок?
— Я один раз встретился с явлением, которое отношу к полному чуду. Дело было в музее Андрея Рублева. Передавали икону в один из московских монастырей. Прибыли иереи принимать эту икону. Они облачились, приготовились. Приносят музейщики икону — Богородицу, нарисованную на доске. Священники начинают пред ней служить. Икона оживала на глазах. Потом ее взяли и благоговейно понесли. А я отстал. И вдруг на меня дохнуло неким иным запахом. Благовония там не употребляли, и не было кадила и масел. Это было нечто иное. Я два раза ощущал этот запах. Один раз это произошло, когда скончалась моя бабушка — вдова священника Павла Флоренского. Много было внуков и детей возле нее. Она при нас уходила. Я держал ее за руку. И вот, когда она умерла, через некоторое время в комнате стал ощущаться удивительный аромат. Потом я говорил об этом архиепископу Сергию Голубцову. Это великий подвижник был — один из тех, кто сохранял от большевиков голову преподобного Сергия Радонежского. Он мне ответил очень резко: «Да бросьте, не может этого быть! От людей так не пахнет!» А через некоторое время говорит: «Павел Васильевич, а я был не прав. Я с просвещенными старцами говорил, они мне сказали: это был аромат из другого мира. Значит, в комнате был кто-то другой».
— Был невидимым образом?
— Ну вот (раздраженно. — Прим, автора) мы сейчас начнем конкретизировать и в килограммах и метрах определять, да?!
Беседовал Андрей ПОЛЫНСКИЙ