Русская линия
Российская газетаПротоиерей Всеволод Чаплин02.07.2004 

Локальная защита
Церковь не отменяет свободу и достоинство

Зам. председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин делится своими впечатлениями от участия в круглом столе" «Свобода и достоинство личности: православный и либеральный взгляд», организованном православным обществом «Радонеж»
1 июля в Москве прошел «круглый стол» «Свобода и достоинство личности: православный и либеральный взгляд», организованный православным обществом «Радонеж». Заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин специально для «РГ» комментирует итоги этого разговора.
— Отец Всеволод, в чем отличие православного и либерального взглядов на свободу и достоинство человека?
— Свобода личности и достоинство человека — это все наши несомненные ценности, православная церковь их разделяет: свобода дана человеку Богом, а достоинство личности, с нашей точки зрения, укоренено в том, что человека мы считаем образом и подобием Божьим. Но в то же время есть и другие ценности, не менее, а может быть даже более значимые для православного человека — вера, Отечество, святыни. И конечно, между ценностями возникают конфликты: в Чечне умирают люди, это горе, но вовсе не очевидно, что для избежания этого нужно отказаться от целостности России, последнее не менее важно, чем жизнь человека. Поэтому очень важно, чтобы разговор о ценностях не прекращался.
Радикальный гуманизм, радикальный атеизм, учение о том, что человек превыше всего — общества, государства, традиций, святынь — как идеология разделяется меньшей частью населения планеты. Поэтому когда она объявляется универсальной, когда говорится о том, что только на ее основе может существовать право, гражданское общество, это преувеличение.
— Куда продвинулась ситуация в результате круглого стола?
— Было положено начало дискуссии. Никаких выводов пока не сделано, это все для будущей работы.
— Что полезного тогда было в этом круглом столе?
— Думаю, очень важно, что эта тема была поднята на собрании, где присутствовали православные священнослужители, лидеры православных общественных организаций, представители государства и разных общественных организаций.
Было бы не правильно, с моей точки зрения, отдавать заботу о правах человека в руки людей, настроенных скептически по отношению к религии. Тем более, что значительная часть этих людей придерживается политики двойных стандартов. Часто для них все, что нравится Западу — хорошо, а что работает на укрепление России — плохо. Складывается впечатление, что они работают не ради людей, а ради грантов. Мне думается, что суть правозащитного движения в России не в 10 раскрученных именах, о которых постоянно говорят по телевизору. Будущее за теми, кто сегодня пытается защитить на локальном уровне всех, кому, действительно, тяжело. Это представители других национальностей, заключенные, которые подчас живут в нечеловеческих условиях, инвалиды и пожилые, это обыкновенные люди, страдающие от произвола чиновников и работодателей. Забота о них должна стать основным содержанием правозащитной работы. Причем, я уверен в том, что нынешний стиль этой работы, направленный на конфронтацию не только с властью, но и с большинством народа — неправильный. Нужен другой стиль, ориентированный на реальную помощь, а не на подогрев своей политической популярности. Я думаю, что эта деятельность должна осуществляться в контакте с организациями, представляющими большинство народа.
— Неужели церковь готова заниматься правозащитной деятельностью? Это потребует больших усилий.
— Церковь, как общественная сила, должна вести правозащитную работу, служить ближнему в сфере прав человека. Церковь — это ведь не только духовенство, это все верующие крещеные православные люди. Их много, как и немало православных общественных организаций, которые занимаются правозащитной деятельностью — например защитой прав членов Русской православной церкви в других странах, защитой от тоталитарных сект, которые часто разрушают личность, защитой от электронного контроля над частной жизнью и убеждениями граждан. Не будем забывать, что и среди правозащитников советского времени было очень много духовных православных людей — председатель союза «Христианское возрождение» Владимир Осипов, священник Димитрий Дудко. И в 90-е годы церковь вела активную работу по защите людей от произвола и псевдорелигиозных тоталитарных организаций.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru