Православие.Ru | Дмитрий Бобров | 30.06.2004 |
— Есть пример преподобномученицы Елизаветы Федоровны, которая занималась спортом, плавала, играла в теннис, и известные духовники ее времени отзывались об этом хорошо, потому что впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелый режим настоятельницы Марфо-Мариинской обители. А с другой стороны, мода на фитнес и вся эта индустрия — это западный образ жизни, культ красивого тела — явление чисто языческое, свойственное античной культуре, например. Нужен ли спорт современному человеку, если он думает о душе?
— Я считаю, что не столько важно, что с тобой происходит, сколько, как ты к этому относишься. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно. Необходимо разделить занятия спортом и физической культурой. Спортсмен — это тот, кто выступает на соревнованиях, кто занимается развитием каких-то физических качеств, чтобы заработать на этом деньги ли получить какой-то статус, признание. Спорт ни в коем случае не полезен, это — мое мнение. Это способствует развитию таких страстей, как тщеславие, славолюбие. И само занятие спортом ведет к тому, что человек именно прилепляется к этому чисто земному развитию своего тела. Занятия физкультурой для того, чтобы поддерживать на нормальном уровне все системы организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную, нервную, я в этом не вижу ничего плохого, если это не влечет за собой тех негативных последствий, о которых я уже сказал.
Что касается фитнесс-индустрии, то она имеет под собой некий культ, свою религию, своих богов и иконы — изображения обладателей лучших, наиболее красивых тел, свои атрибуты — супермодная современная одежда, тренажеры последней марки и т. д. И большинство фанатов этого культа начинает смотреть на все сквозь призму красивого тела. Начинают оценивать людей по тому, как они выглядят, какой у них процент жира, насколько развита мышечная масса… Судят о явлениях вообще, полезно это для фитнеса или неполезно. Это я считаю негативным моментом для человечества в целом, и для человеческой души, в частности.
— То есть все зависит от твоего собственного отношения, полезно тебе заниматься физкультурой или неполезно…
— Наше тело в физкультуре рассматривается как двигательный аппарат, состоящий из рычагов — костей, мышц, приводящих рычаги в движение, и систем, обеспечивающих этот аппарат питательными веществами. Его можно сравнить с автомобилем. Само тело — как автомобиль, но Господь вдохнул душу, и тело приобрело качества, которые заметно отличают его от любого механизма. Так вот, что касается занятий спортом, это — как необходимое техническое обслуживание автомобиля. Если человек так относится — это не вредно, и может быть, даже полезно. Но если он начинает вкладывать в спорт душу, лучше им не заниматься.
— Как ты считаешь, может ли человек, обладающий большой физической силой, пользоваться ей в повседневной жизни, прибегать к насилию, для защиты, например?
— Человек уровня Серафима Саровского, думаю, что нет. А мы, спасающиеся в миру, должны защищать своих близких, детей. Поэтому применять физическую силу в крайнем случае, для самой необходимой защиты, когда другие меры исчерпаны, думаю, можно. Хотя это мое личное мнение, наверное, на него ориентироваться не стоит…
— Я об этом спрашиваю, потому что часто этот вопрос возникает во время бесед со священниками, миссионерских встреч, мальчики, молодые люди, спрашивают батюшек: «Вот, Вы сами деретесь, Вы сами дрались…?» «А если на меня нападают…?» Известный московский проповедник о. Дмитрий Смирнов отвечает: «Только сразу не убивайте"…
— О. Дмитрий Смирнов — бывший боксер в тяжелой весовой категории…
— Был рижский епископ из новомучеников — Иоанн (Поммер), отличавшийся большой физической силой: когда на него большевики устраивали бандитские нападения, он всех укладывал в нокаут, но это — человек, причисленный к лику святых. Так можно ли мальчикам драться?
— Я рискну поставить вопрос по-другому: «Можно ли заниматься спортом, чтобы потом умело защищаться?» Если это является целью, я считаю, что — нет, потому что сказано в Священном Писании, что ни один волос не упадет с Вашей головы без воли Отца. Поэтому уповать надо на Господа, и вести благочестивый образ жизни, тогда и ситуаций, где нужно применять физическую силу, будет гораздо меньше. Есть люди, которые всю жизнь прожили и ни разу не подрались, и даже ситуации такой не возникало, а некоторые каждый день на улице встречают того, кто к ним пристанет. Я вижу в этом какое-то лечение души этих людей Господом: «Делайте что-то не так, как вы делаете, тогда, может быть, этого не будет». А стоит ли мальчикам драться? Думаю, нужно ориентироваться на русских богатырей. На Илью Муромца, например. Он был от Бога наделен феноменальными физическими возможностями, хотя 30 лет был калекой, и использовал эти дары для защиты своей земли, своего монастыря, когда принял монашество, за что и погиб. Но важно, чтобы это не стало ширмой: я занимаюсь боксом, к примеру, чтобы защищаться в случае опасности, а сам — поклонник Тайсона или Мохаммеда Али, и ходит по улице, смотрит на всех недобрым взглядом и ищет, кто бы на него напал. Но это только духовник может разобраться, или человек сам в себе. Но если человек занимается спортом, чтобы поддержать в норме свой организм, и вдруг возникла ситуация, когда тебе это пригодилось, и ты кого-то остановил, это — хорошо.
— Есть мнение, что занятия спортом развивают дисциплину, волевые качества, и потому это полезно и для души, ты согласен?
— Я считаю, что сама духовная жизнь, жизнь по заповедям Евангелия способствует развитию этих качеств. А когда человек занимается спортом, и эти качества развивает путем подготовки к соревнованиям или достижения физического совершенства, возникает своего рода подмена. Также развивать волевые качества, силу, терпение можно на примере святых отцов, самого Христа. Думаю, это — более душеполезно, чем с этой целью заниматься спортом.
— Ты можешь сказать, что тебе ближе святые, в жизни которых было место воинскому подвигу или какой-то физической доблести? Есть интересный пример покаявшегося силача-разбойника св. Моисея Мурина, который, уже будучи монахом, расправился с напавшими на его келью такими же разбойниками, и по этой его большой силе они узнали в пустыннике своего бывшего очень авторитетного коллегу и тоже покаялись…
— Я сам так далек от святых… Им, как поступать, открывает Господь Бог. А я так далек от Него, что мне Он не открывает. Серафиму Саровскому в свое время Сам Господь открыл, что эти разбойники придут к Богу, если он не окажет им сопротивления. А Моисею Мурину, наоборот, открыл, что, если он окажет достойное сопротивление, разбойники покаются. Мне близки русские богатыри. Так же ярким примером для меня послужил тот факт, что Сергий Радонежский, живя в отшельничестве, в лесу, очень скудно питаясь, иногда практически вообще не питаясь, за один день доходил пешком из Сергиева Посада до Москвы через лес, когда другим на это требовалось три дня. Работал за троих, и силу имел такую же. Физическая сила как развитие двигательного аппарата — это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали несколько физически развитых, крепких мужчин.
— Тебе приходилось общаться с другими выдающимися спортсменами — верующими людьми?
— Нет, к сожалению. Среди спортсменов есть, конечно, верующие люди. Мой крестный отец — бывший спортсмен, он выступал по боди-билдингу. Но все, когда укрепляются в вере, сильнее приближаются к Господу, они видят подмену ценностей, которую предлагает спорт, они видят бессмысленность занятий именно спортом, не физкультурой, а именно спортом, и оставляют спорт, и продолжают заниматься тем видом спорта, которым они занимались только для поддержания нормального состояния своего организма.
— Ты сам пять раз побеждал в соревнованиях на звание самого сильного в России, расскажи об этом?
— Это соревнования серии «Strongest man». Этот вид состязаний зародился в Шотландии, в середине прошлого века, а в 90-х годах начал набирать большую популярность в Западной Европе, США и в нашей стране. В нем принимают участие победители в тех видах спорта, которые способствуют развитию силы, силовой выносливости, быстроты, это — боди-билдинг, борцы, тяжелая атлетика, силовое троеборье. После нескольких лет тренировок по боди-билдингу, я решил попробовать себя в этих соревнованиях. Участвуют, как правило, спортсмены супертяжелой весовой категории, потому что, в этом виде нет градации по категориям, поэтому участники — очень крупные мужчины, вес самого легкого на соревнованиях — 110 кг, ребята выступают и по 170, 180 кг. При этом нужно уметь быстро бегать, и не только иметь силу, а сила — это способность мышц к максимальному сокращению, т. е. способность к поднятию максимального веса на один раз, но и силовой выносливости, скажем, с одним весом сделать несколько повторений. Этот вид спорта является сочетанием всех основных качеств, и развития мышц, и их силы, силовой выносливости, быстроты и скорости, общей выносливости. Побеждает, как правило, тот, кто сумел в себе сочетать развитие всех этих физических качеств. Интересная, разнообразная программа — соревнования часто транслируют по «Евроспорту». Камни поднимают, машины, переносят отягощения, самолеты, вагоны двигают… За все присуждаются балы и определяется победитель. С 97-го года в нашей стране подобные соревнования проводятся и в нашей стране. Я участвовал с 1998 года и пять раз побеждал. Честно говоря, не знаю, как этот вид развивается дальше, после 2000 года я ушел из профессионального спорта, занимаюсь именно физической культурой, и практически не интересуюсь тем, что сейчас происходит.
— Твой уход из профессионального спорта был связан с твоим духовным развитием?
— Да, когда я говорил о том, что православные спортсмены укрепляются в вере, и перед ними открывается видение тех грехов, «неблагодатности» тех поступков, которых раньше они не видели. Со мной было то же самое, и я принял решение посвятить всего себя семье, и, естественно, встать на путь спасения. Пока не очень получается…
— Ты сейчас получаешь богословское образование?
— Да, у меня высшее экономическое образование, а сейчас я учусь на богословских курсах. Это курсы при Московской Духовной Академии и Свято-Тихоновском Богословском институте, для тех, у кого уже есть высшее образование. Выпускники получают диплом о втором высшем образовании, особо успешные могут поступить в Академию, или стать священниками или как-то еще работать, служа Церкви. Я считаю нужным изучить и познать православную веру и через науку.
— Как ты сам стал верующим церковным человеком, от родителей, через друзей, как?
— Основным двигателем был Сам Господь, конечно. Важнейшую роль сыграли, во-первых, мой крестный отец, мой партнер по тренировкам, тоже бывший спортсмен, благодаря ему я крестился в 19 лет и потихонечку стал познавать азы православия. А во-вторых, одна их моих подопечных, которую я тренировал, и с которой мы постоянно имели возможность беседовать об этом. Она была верующей, и способствовала тому, что я укреплялся в вере. А после того, как я увидел чудо появления на свет, можно сказать, из ниоткуда, моей дочки, у меня уже все сомнения развеялись. Рождение ребенка — это чудо, которое может наблюдать в своей жизни почти каждый человек. Мы так к этому привыкли и так спокойно относимся, что за чудо это не считаем. Но на самом деле это только Господу Богу возможно создать такое совершенное творение, как человек, с его развитием, с его рождением. Это многое мне дало.
— Твоя нынешняя работа связана со спортом?
— К сожалению, моя работа сегодня связана именно с фитнес-индустрией. Но, работая со своими клиентами, я пытаюсь, насколько могу, показать человеку истинный смысл физических упражнений, как я его вижу. Чтобы человек не «циклился» на развитии своего тела, а думал больше о развитии духовных качеств. Я считаю, что каждый человек, являющийся профессионалом своего дела, находясь на том месте, на котором он должен находиться, всегда может способствовать тому, что многие обратятся к вере Христовой, даже если они об этом раньше никогда не задумывались. Потому что, когда человек — профессионал в какой-то области, он вызывает уважение и становиться авторитетом для тех, кто к нему приходит для получения каких-то услуг или еще чего-то. Если человек видит со стороны авторитета четкое и неуклонное следование заповедям Евангелия, веру во Христа, то это обязательно наведет на мысль, что это есть истина, что Христос есть истинная жизнь.
— Это, должно быть, очень сложно, особенно в такой среде?
— Сложно везде, где бы ты ни находился, и чем бы ни занимался. Потому что, Царство Божие внутри нас есть, и оно может быть с нами, если мы будем стараться вести правильный образ жизни. Точно также и от дьявола никуда не убежишь, где бы ты ни находился, он будет искушать везде. Поэтому, находясь на своем месте, на работе или в семье, кто-то ссылается на плохую семью, тяжелую семейную жизнь, всегда можно выстроить линию своего поведения так, чтобы не нарушать Христовых заповедей или, по крайней мере, максимально стараться, прикладывать силу, чтобы их не нарушать. Царство Божие нудится, и каждый, где бы он ни находился, должен прилагать максимум усилий, чтобы спастись…
С Дмитрием Бобровым беседовала Анастасия Верина.