Радио «Свобода» | 30.06.2004 |
Виктор Резунков: Прежде чем мы начнем нашу беседу, давайте послушаем репортаж корреспондента Радио Свобода Дмитрия Казнина.
Дмитрий Казнин, Санкт-Петербург: Сегодня в Петербург из Москвы привезли Чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. Рано утром от площади Александра Невского начался Крестный ход, который возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Чудотворную икону, защищенную толстым стеклом, привезли в спецмашине. Святыню от площади Александра Невского крестным ходом доставили в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Во время Крестного хода началась сильная давка среди тех, кто хотел оказаться ближе к иконе и попасть в собор на богослужение. У собора тоже возникла давка, сотни людей остались снаружи во время литургии, часть из них все-таки прорвалась внутрь, в конце концов, порядок был с трудом восстановлен. Чудотворная икона пробудет в соборе до 4 июля, затем ее перевезут в Казанский кафедральный собор, а 8 июля отправят в Тихвин, в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, откуда она была увезена 60 лет назад за границу. Ожидается, что 8 июля, на всенощное бдение и молебен в Тихвин прибудут тысячи паломников. Для того, чтобы накормить верующих, солдаты организуют полевые кухни.
Тихвинская икона Божьей Матери — одна из наиболее почитаемых православных святынь. Написанная, по преданию, евангелистом Лукой, икона в пятом веке была перевезена из Иерусалима в Константинополь, а в 1383 году, по легенде, исчезла и в этом же году появилась, пройдя под водами Ладожского озера, у Тихвина. На месте ее обретения построили деревянную церковь, а позже — каменный мужской монастырь. Во время Великой Отечественной войны Тихвинскую икону перевезли в Псков. В 1944 году икона оказалась в православной общине Риги, архиепископ которой Иоанн Гарклавс в 1949 году вывез ее в США, в Свято-Троицкий собор Чикаго. После смерти Иоанна икона перешла к его приемному сыну, который должен был передать ее в Тихвинский монастырь после его возрождения. Монастырь до сих пор не восстановлен, хотя Успенский собор, где будет храниться икона, приведен в порядок, и после возвращения иконы в Тихвин реставрационные работы продолжатся, однако о точных сроках восстановления монастыря пока не известно.
Виктор Резунков: Это был репортаж корреспондента Радио Свобода Дмитрия Казнина. Сегодня в Петербургской студии Радио Свобода заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук Анатолий Кирпичников. Анатолий Николаевич, скажите, пожалуйста, то, что сегодня привезли в Ленинградскую область икону Тихвинской Божией Матери, какое это имеет значение для России?
Анатолий Кирпичников: Ну, я отношусь к этому, как историк. С моей точки зрения, это знаковое событие. Икона появилась в 1383 году на территории Новгородской земли, спустя два или три года после Куликовской битвы. Подъем Руси! Вот сейчас новый такой период длинной трудной стабилизации нашей страны. Может быть, это вот как раз время, когда и должно возвращаться к нам наше культурное наследие, да еще и чудотворная икона, она окружена легендами. Что касается легенд, можно, конечно, с ними спорить, но в каждой легенде ведь есть зерно истины. Ну, например, с этой иконой связана необычайная для произведений искусства и церковных раритетов длительная история. По преданию она написана евангелистом Лукой, когда жива была Богоматерь, спустя 15 лет после распятия ее сына. И когда Богоматерь увидела свой образ, то она сказала: «С ним будет моя благодать». По-видимому, это оценка этого образа. Конечно, та икона, которая до нас дошла, вряд ли относится к первому столетию нашей эры, временам императора Клавдия. Но списки этой иконы, возможно, а делались они всегда один к одному, за этим в Византии, Греции строго наблюдали, может быть, и это невероятно, доносят до нас портретные черты Богородицы. Двухтысячелетнего полета, связанного с произведением искусства, мы второго такого не знаем. Икона эта, у нее большая история, она приобрела общерусское почитание со времен Василия III, который построил собор каменный, ныне существующий, потом ездил молиться о рождении ребенка, и родился Иван Грозный. Иван Грозный также ездил в Тихвин и молился перед избранием на царство. И тогда эта икона приобрела такое широкое значение. Сохранились сказания об этой иконе. Вот сейчас надо упомянуть, что издательство «Симфония» опубликовало, это впервые, замечательные совершенно рукописи из Публичной библиотеки, книгу об этой иконе со 124 миниатюрами. Так вот в этой книге весь мир описан, где эта икона странствовала. И это Антиохия, это Рим, это Константинополь, это Россия, мы знаем, Америка, Германия была раньше, то есть кругосветное путешествие образа. И это связывает нашу страну со всем православным миром, с Византией, с Грецией. Понимаете, это вводит нашу культуру в колоссальные совершенно международные культурные рамки. Ведь вот что стоит за этим образом. Я не искусствовед, но, как историк, мне кажется, что это необычайно широкий охват. Потом, вглядитесь в этот образ. Дело в том, что она еще до конца не расчищена: реставратор Чириков, который в 1910 году ее расчищал, сделал только два шурфа. И он пишет в своих записках, что он увидел произведение высочайшего класса. Понимаете, это не просто какая-то провинциальная такая реплика, скорее всего это греческого происхождения вещь. Следовательно, перед нами просто мастерское произведение и, глядя на эту икону, вы видите, с одной стороны, нежность матери, а с другой стороны — скорбь какая-то видна, она как бы предвидит его гибель. И вот в этом произведении искусства это не просто какая-то схематичная, бездушная, какая-то статуарная вещь, которая иногда бывает, условное изображение, нет, в ней заключено колоссальное, почти человеческое чувство. И в этом это великое произведение искусства. И, может быть, действительно, то, что это возвращается на родину, это обретение культурного наследия мирового класса.
Виктор Резунков: Анатолий Николаевич, я хотел бы вам задать вопрос по поводу чудес. Вот некоторые православные священники говорят, что-то, что войска Германии были остановлены под Тихвином, это имеет прямое отношение к иконе. В двух словах скажите ваше отношение, как историка к такому событию.
Анатолий Кирпичников: Ну, Тихвин действительно был отбит. В результате месяц немцы были, они икону эту похитили, по-видимому, знали ее местонахождение. Удивительно, что она сохранилась тогда в соборе. Может быть, потому что он был тогда музеем. И потом ее отвезли в Псков и в связи с пропагандой начали ее показывать православным людям. Там была псковская духовная миссия, у нее тоже заслуги есть, хотя она действовала в оккупированной зоне. Там же открыли, на северо-западе, 450 приходов. Был открыт Троицкий собор в Пскове, до этого бывший музей, он сейчас работает. Так что они в духовной линии поддержали наших соотечественников. Но вот такой случай передают, что когда священник Ионгар Клаас вез эту икону из Лиепаи с отступающими немецкими войсками по морю в Германию, там был Данцинг, Кобленс, другие города, зона оккупации чехословацкая, наша, советская. Потом каким-то чудом он перебрался в зону оккупации американскую. Так вот, вспоминает его пасынок Сергей, он говорит, что кругом, когда корабли плыли, рвались бомбы и корабли тонули, а их корабль чудесным образом сохранился, чудесным образом, не смотря на все пожары, перемещения, сохранилась сама икона. Но что касается того, что она спасла Тихвин, честно говоря, я не знаю, потому что в это время ее похитили. У нее были чудеса. Но, понимаете, когда человек верит и падает на колени перед каким-то образом, может быть, у него внутри что-то просыпается, может быть, это с этим связано. А чудес у ней было очень много. Они описаны, начиная с 17-го века.
Виктор Резунков: Спасибо, Анатолий Николаевич! Сегодня у нас в гостях был заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук Анатолий Кирпичников.
29 июня 2004 г.