Российские вести | Александр Григорьев | 24.06.2004 |
На протяжении современной истории различные радикальные или религиозные группы неоднократно выступали за пересмотр законодательства США, запрещающего полигамию. Самой активной из этих групп является религиозная община мормонов Церковь святых последних дней, в основном компактно живущих в штате Юта вокруг города Солт-Лейк-Сити. В последние годы в поддержку полигамии начали выступать и политические фигуры, например, губернатор «мормонского» штата Юта Майк Ливитт, который предложил, чтобы право на многоженство было защищено Конституцией США.
Однако такие высказывания до сегодняшнего дня являлись редкостью. Общественное движение за права гомосексуалистов продолжалось несколько десятилетий и было щедро профинансировано. Спригг утверждает, что если бы «полигамисты» были также хорошо организованы и имели столько же связей в средствах массовой информации, как гомосексуалисты и лесбиянки, то в США давно бы столкнулись с мощным общественным движением в защиту многоженства и многомужества.
Однако Тони Перкинз, президент Совета по исследованиям семьи, опасается, что сегодня полигамисты только ждут удобного случая, чтобы перейти в «массовое наступление». Сигналом для начала наступления может стать легитимизация гомосексуального брака. По словам Перкинза, «факт состоит в том, что если правительство США легализует однополые браки, то и другие группы неизбежно поднимут ажиотаж насчет подобных прав».
Полигамия не является чем-то абсолютно чуждым для США. По утверждению Патриции Альберс, главы отдела исследований американских индейцев Университета штата Миннеаполис, неизвестно ни одно индейское племя, которое не практиковало бы многобрачие или запрещало его. В начале XIX века индейцы, живущие на территории штатов Дакота, Вайоминг и Монтана, активно торговали шкурами бизонов. Основой экономики была их обработка. В результате процветали семьи, в которых было больше женщин, традиционно отвечавших за эту стадию технологического цикла. Поэтому индейцы старались жениться как можно чаще.
Однако в большинстве племен многоженство не символизировало подчиненное положение женщин. По мнению Альберс, у женщин и мужчин было равное общественное положение. Обязанности женщин включали не только уход за собственными детьми, но также за детьми своих сестер. Это и стало причиной того, что одной из самых распространенных видов полигамии в индейских племенах являлась «сестринская полигамия», в которой две сестры были замужем за одним и тем же мужчиной. При других обстоятельствах, если муж женщины погибал, она могла бы выйти замуж за мужа своей сестры.
В 40-х годах XIX века полигамия в штате Юта распространилась благодаря иммигрантам-мормонам, адептам Церкви святых последних дней. Основатели этой церкви заявляли, что многобрачие предписано Богом и является важной частью загробной жизни. В подтверждение своих убеждений мормоны приводят примеры библейских полигамистов — Авраама с его тремя женами, Моисея с двумя женами, Соломона с 700 женами и т. д. Они называли этот институт «многочисленным браком». До конца XIX века среди мормонов также существовала практика женитьбы на сестрах жен. Однако после полигамия была запрещена. По словам профессора социологии и культурной антропологии Джозефа Джината, среди них была также распространена женитьба на вдове с дочерьми. После того как дочери достигали совершеннолетия, их отчим женился также на них.
В 1862 году Конгресс США поставил многоженство вне закона. Ввиду этого Юте до 1896 года было отказано в присвоении статуса штата. Более того, все возрастающее негативное отношение к приверженцам этой церкви привело к тому, что мормоны были лишены своих гражданских прав, а все имущество церкви было конфисковано властями. Преследования временно прекратились только тогда, когда мормоны отказались от практики многоженства, исключая нарушителей этого правила из своих рядов.
В 1904 году глава Церкви святых последних дней окончательно объявил о запрете многобрачия. Однако, несмотря на то, что законодательство США, а также конституция Юты запрещают полигамию, практика многобрачия тайно продолжается и по сей день среди более чем 30 тысяч жителей. Многие из сторонников многобрачия путешествуют в Канаду или Мексику для заключения браков, так как в этих странах не существует строгих законов, запрещающих полигамию.
Кроме того, за разрешение полигамии выступают некоторые исламские организации США. Ныне американские мусульмане составляют примерно 1% населения страны, а ислам является наиболее быстро растущей, по числу новообращенных, религией. Теоретически уже в ближайшее время сторонники полигамии могут превратиться в весьма многочисленное и влиятельное движение.