Русская линия
ОВЦС МПСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 22.06.2004 

Все наши епархии ведут благотворительную работу"
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы газеты «АиФ. Долгожитель». (N 12 (48), 17 июня 2004 года)

Духовное единство

— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, в каких отношениях пребывают Московский Патриархат и Украинская Православная Церковь?

— Украинская Православная Церковь, обладая правами независимости и самостоятельности в управлении, находится в духовном и каноническом единстве с Московским Патриархатом. У нас общая история, общие святыни. Для Русской Православной Церкви воды Днепра являются первой крещальной купелью. Большое значение имеет для нашей Церкви Киево-Печерская лавра, основатели и насельники которой заложили основы русской монашеской традиции, воспитали множество подвижников благочестия. Сегодня можно видеть, как многочисленные паломники из России ежедневно посещают Киево-Печерскую лавру, другие святые места на Украине. В свою очередь многие верующие из Украины бывают в российских монастырях и храмах. Этот взаимообогащающий процесс служит зримым выражением нашего духовного единства, которое мы должны бережно хранить и укреплять.

— Владыко, каково нынешнее состояние отношений Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью?

— Обособленность Русской Зарубежной Церкви стала следствием трагических событий в России в начале XX века. В ходе Гражданской войны часть нашего епископата вынуждена была покинуть Родину. За рубежом появились новые органы церковного управления. Противостояние политических систем в течение десятилетий усугубило церковно-административное разделение, последствия которого выпало преодолевать нам.

Сегодня причины давно возникшей розни в прошлом. Церковь в России свободна, нет препятствий для нашего воссоединения. После недавнего визита в Москву делегации Русской Зарубежной Церкви у них и у нас были созданы комиссии, которые должны найти взаимоприемлемые решения вопросов церковного единства. Обозначена первоочередная цель нашего диалога — восстановление молитвенного общения.

— Есть ли у Русской Православной Церкви возможность помогать православным, оставшимся в бывших республиках Советского Союза, особенно в тех, где преобладающим является мусульманское население?

— После распада Советского Союза наши соотечественники в республиках оказались в сложном, а иногда и в катастрофически тяжелом положении. Они находятся в совершенно непривычной культурной и политической ситуации, часто лишены связей с Россией. Единственным духовным прибежищем для таких людей, и не только православных, остается русский храм.

Во всех регионах бывшего Советского Союза нам удалось сохранить епархии, в храмах продолжает службу наше духовенство. После распада СССР и образования новых независимых государств Русская Православная Церковь остается единственным прочным основанием для сохранения национальной и культурной идентичности наших соотечественников на огромном постсоветском пространстве. Мы ищем новые формы сотрудничества с властями того или иного региона или страны, стараемся добиться взаимопонимания и поддержки.

Важным остается поддержание высокого уровня межрелигиозного диалога. Русская Православная Церковь является его активным участником. Хочу напомнить, что в Москве 2−4 марта этого года состоялся Второй межрелигиозный миротворческий форум, который собрал представителей православных, мусульман, буддистов, иудеев из России и стран СНГ.

Основной задачей учрежденного Форумом Межрелигиозного Совета стран СНГ является координация деятельности религиозных организаций для предотвращения межэтнических и межрелигиозных конфликтов, обеспечение более полного и плодотворного взаимодействия между духовными лидерами, сохранение традиционного культурного и духовного наследия.

Искренне надеюсь, что деятельность новообразованного Межрелигиозного Совета будет способствовать улучшению положения православных в странах СНГ, предотвращению проявлений ксенофобии и религиозной нетерпимости.


Социальное служение возрождается

— Не могли бы вы рассказать о практической помощи Русской Церкви пожилым и инвалидам, в частности, в домах престарелых, приютах для бездомных.

— В настоящее время социальное служение, составляющее важнейший элемент миссии Русской Православной Церкви в современном мире, постепенно возрождается. Во времена господства безбожной идеологии вся благотворительная деятельность нашей Церкви была законодательно запрещена. Сегодня нам приходится возрождать социальное служение и благотворительность практически на пустом месте.

Восстанавливаются церковные структуры, которые призваны осуществлять координацию усилий в области благотворительности. В нашей Церкви существует Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению. На уровне епархий существуют аналогичные учреждения.

Конечно, степень интенсивности социальной работы в различных регионах разная. Это зависит от многих факторов. Например, в Москве весьма активно действует епархиальная комиссия по социальному служению. Она определяет стратегию развития благотворительного служения, ищет средства и спонсоров для реализации конкретных проектов, дает приходским священникам рекомендации, облегчающие их работу в среде «новых бедных». Деятельность комиссии охватывает самые разные группы: инвалидов, заключенных, бездомных, беженцев и переселенцев, престарелых и нуждающихся, детей-сирот.

Все епархии Московского Патриархата ведут благотворительную работу. Организуются братства, сестричества, школы сестер милосердия, церковные благотворительные организации и духовно-просветительские центры. Открываются приюты для бездомных, богадельни, бесплатные столовые для малообеспеченных, ночлежные дома. Разработана специальная программа для больных СПИДом, успешно действуют центры реабилитации страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, оказывается помощь людям, пострадавшим от деятельности тоталитарных сект и культов.

Вот конкретные примеры. Успешно действует центр помощи детям-инвалидам «Живоносный Источник» в московском районе Царицыно. При Никольском храме в подмосковном селе Здехово ведется строительство деревни для престарелых и пожилых людей. При Патриаршем подворье в Новом Симонове работает воскресная школа и совершается богослужение для глухих.

Во вверенной мне Смоленской епархии социальная деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с администрацией Смоленской области. Подписан договор о взаимодействии с губернатором, представители епархии участвуют в рабочих встречах коллегии администрации.

В прошлом году в Смоленской епархии состоялась масштабная антинаркотическая акция «Поезд в будущее», в которой вместе с православными приняли участие представители других традиционных конфессий. Акция милосердия для детей-сирот «Надежда на счастье» прошла также в прошлом году.

Отрадно заметить, что наши инициативы доброжелательно и с пониманием встречаются государством. В 2002 году в результате переговоров с Правительством Российской Федерации было достигнуто соглашение об оплате коммунальных услуг по льготному тарифу для религиозных организаций, приютов, благотворительных столовых. Это поможет поддерживать и развивать наши социальные проекты.

Надеюсь, что подобное взаимопонимание и готовность к диалогу со стороны государственной власти и представителей традиционных конфессий будут сохраняться и в дальнейшем.

— Объясните, пожалуйста, как в связи с новым законом о пенсиях будет рассчитываться пенсия священникам и монахам, как это соотносится с постулатом, что Церковь отделена от государства?

— Священнослужители и монашествующие, как и все граждане России, в соответствии с законодательством подлежат обязательному налогообложению. Так было и в Советском Союзе, где налогами изымалось более половины зарплаты священников, так осталось и после его распада. Сегодня из жалованья, выплачиваемого приходами и монастырями, определенный процент отчисляется в Пенсионный фонд. Впоследствии фонд платит пенсии ушедшим на покой клирикам Русской Православной Церкви. Не вижу в этом нарушения конституционного принципа отделения Церкви от государства.

О самоубийцах, рекламе и экуменизме

— Правда ли, что в смоленских храмах отпевают самоубийц?

— Люди, совершившие самоубийство, отказались нести свой жизненный крест, усомнившись в спасительном Промысле Божием о каждом человеке. Согласно православным канонам, отпевание самоубийц, а также их церковное поминовение не дозволяются.

Только после разбирательства епархиального суда исключение может быть сделано для душевнобольных и тех, кто был неспособен контролировать свои действия и нести за них ответственность. Для поминовения этих несчастных в Смоленской епархии еще в XIX веке был выделен четверг перед Троицкой родительской субботой, так называемый «семик».

— По телевизору практически в равных долях показывают проповеди православных священников и инославных западных проповедников. Кто и как регулирует количество таких выступлений, платит ли Русская Церковь за телеэфир?

— Русская Православная Церковь не имеет средств для покупки сверхдорогого эфирного времени. Телекомпании нам льгот по оплате не предоставляют. Православных священнослужителей иногда приглашают на телевидение как экспертов, чтобы узнать мнение Церкви по тому или иному вопросу. Инициатива в этом случае исходит от организаторов телепрограмм.

Как ни удивительно, западные проповедники появляются в эфире, особенно в субъектах Российской Федерации, более регулярно, чем православные. Видимо, они имеют возможность оплачивать телеэфир — только такой вывод можно сделать из факта их частого появления на экране, непропорционального удельному весу представляемых ими религиозных организаций.

— Ваше Высокопреосвященство, можете ли вы объяснить, что такое экуменизм и как к нему относится Русская Православная Церковь?

— Экуменизмом (от греческого слова «ойкумена» — обитаемое пространство) в самом общем смысле называется движение различных христианских исповеданий к единству в вере. Это движение зародилось во второй половине XIX века и организационно оформилось в начале прошлого. Результатом стало создание межхристанских организаций, подобных Всемирному Совету Церквей, членом которого сейчас являются Русская Православная Церковь и все прочие Поместные Православные Церкви, за исключением Болгарской и Грузинской.

Наша Церковь предпочитает говорить об участии не в экуменическом движении, а в многостороннем межхристианском диалоге. Связано это с тем, что в протестантском мире по-разному понимают экуменизм и многое из того, что там принято, не соответствует православному учению. Мы твердо веруем во Единую Святую Православную Церковь, созданную ради спасения мира Самим Господом Иисусом Христом и ведущую начало от апостолов.

Участие православных представителей в межхристианских контактах обусловлено прежде всего надеждой на возвращение христианского мира к незамутненному источнику веры Церкви. Более конкретно это наше стремление осуществляется в продолжающихся богословских диалогах. Кроме того, мы сотрудничаем с христианами других конфессий в социальной сфере, в различных программах гуманитарного характера.

Не сообщайте незнакомцам ваш адрес и номер телефона

— Сейчас развелось очень много сект. Подскажите, пожалуйста, как человеку, не слишком глубоко сведущему в Законе Божием (что делать, советское воспитание!), вовремя понять, не вовлекают ли его, якобы окружая заботой и делая всякие лестные предложения, в сектантскую деятельность? На что в первую очередь обращать внимание, что должно насторожить?

— Сект действительно много, и каждая из них стремится приобрести новых членов. Выйдя на охоту за душами, они используют прием «повышенной благожелательности», о котором вы упоминали. На первом этапе контраст «любвеобильного» общества сектантов и внешней привычной жизни ошеломляет, формирует у неофита зависимость, подобную наркотической, желание чаще пребывать внутри секты. Распознать неискренность сектанта, отличить его профессиональную любовь от настоящей бывает трудно.

Дело поставлено на поток. Например, «свидетели Иеговы» сами приходят в дом и звонят в каждую квартиру, руководствуясь подробными планами. Иеговисты методично обходят жителей, фиксируя результаты в отчетах, оставляют свой журнал «Сторожевая башня», предлагают помощь в изучении Священного Писания. Кстати, хочу предупредить, что текст Библии у иеговистов отличается от канонического. Туда внесены поправки, призванные снять противоречия их учения со Словом Божиим. Пользоваться таким текстом нельзя.

У последователей секты Муна, которые называют свою организацию «Церковь объединения», несколько другие методы. Они подходят к людям на улицах, дают красочные брошюры и буклеты с приглашением посетить их собрания и семинары. У уличных проповедников всегда можно спросить, кто основатель их веры. Муниты в конце концов признаются, что их «божественным учителем» является «преподобный» Мун.

Часто можно встретить членов так называемой «Церкви Христа». На вопрос, кто они, обычно отвечают: мы просто христиане, и нам безразлично, к какой деноминации вы принадлежите, мы принимаем всех, в том числе и православных. «Церковь Христа» часто приглашает на различные семинары и курсы английского языка, иногда на курсы по менеджменту и бизнесу.

Узнать в проповеднике сектанта не так уж и трудно, а если он принадлежит к так называемым «восточным культам», то и совсем просто. Одни названия — «Общество сознания Кришны», «Ананда Марга» — говорят сами за себя.

Если сомнения остались, зайдите в ближайшую к вам православную церковь, покажите священнику брошюры и книги, которые вам дали, или хотя бы перескажите содержание разговора. Вам помогут разобраться.

И еще один совет: никогда не давайте вашего адреса или телефона. Прекратить последующие навязчивые звонки и визиты часто оказывается очень трудно.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика