Русская линия
Труд Владимир Кириллин23.06.2004 

Тихвинская икона: приключения, парадоксы и возвращение
Она не только исцеляла больных, но и помогала в военных и дипломатических проблемах

Сегодня в Москву из Чикаго проездом через Ригу прибывает Тихвинская икона Богоматери. Ее судьба загадочна, ее значение для истории нашей страны особенное, ее почитание в Церкви и народе трогательно. Обо всем этом наш корреспондент беседует с профессором Московской духовной академии, ведущим научным специалистом Института мировой литературы РАН Владимиром КИРИЛЛИНЫМ.

— Давайте так, Владимир Михайлович: чтобы не увязнуть в многочисленных деталях и ответвлениях истории Тихвинской иконы, порой фольклорных и спорных, я буду вкратце пересказывать то, что почерпнул из энциклопедических источников, в том числе и из ваших рассказов, а там, где это необходимо, вы поправите и прокомментируете. Итак, нам из Америки возвращают ту самую икону, которую написал апостол Лука, то есть человек, который лично видел и Иисуса Христа, и Деву Марию, а потому ценность образа особенно высока. Эта икона, согласно преданию, до V века находилась в Иерусалиме, а потом была перенесена в византийскую столицу Константинополь, где для нее специально построили Влахернский храм. Однако затем она таинственным образом исчезла оттуда, как бы предваряя падение Константинополя, и не менее чудесным образом явилась над водами Ладожского озера в 1383 году. Там, где икона опустилась на землю, и был поставлен храм Успения Божией Матери, а впоследствии — Тихвинский монастырь. Впрочем, известны и другие варианты Тихвинской иконы. Но именно та, что возвращается к нам из Чикаго, самая первая? Как прозвучало на днях: первообраз Тихвинской иконы Божией Матери. Это так?

— Нет. Первообраз — это сама Богородица. Что же касается иконы, которую мы встречаем, то она, несомненно, уникальна и чудотворна. Принадлежит к иконографическому типу Одигитрия, что значит: путеводительница. По преданию, икону именно такого типа написал евангелист Лука, который был и врачом, и художником. Но категорично утверждать, что в 1383 году на Ладоге явилась икона, написанная за тысячу с лишним лет до этого, — достаточно сложно. Живописная техника этих времен заметно отличается. Исходя из здравого смысла и данных науки, можно предположить, что между работой апостола и Тихвинской иконой все-таки были промежуточные копии. Но истинность такого почитания состоит в том, что очевидна неразрывная связь этой иконы с первоисточником, заложенным святым апостолом Лукой.

— Есть еще одно популярное доказательство, что Тихвинская икона — именно та, что исчезла из Константинополя. Это рассказ о встрече новгородских купцов с константинопольским патриархом. В беседе с гостями из Новгорода, как повествует старинный источник, патриарх спросил: «Нет ли на Руси слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась?» Когда купцы рассказали о тихвинском чуде, патриарх из сопоставления времени происшедшего и описания заключил, что это именно та икона, и показал в храме место, где она стояла. Он рассказал, что икона несколько раз скрывалась и прежде, но являлась опять, «ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила». После этого Тихвинскую икону поставили в храме так, как она стояла в Царьграде — у первого столба, справа от входа…

— Это известный текст, который странен тем, что в нем не указывается время описываемых событий, непонятно, о каком именно патриархе идет речь, и, наконец, не указываются имена купцов, что противоречит новгородским традициям. Но вот на что стоит обратить внимание. Интересно проследить связь идеи преемственности Тихвинской иконы по отношению к византийской с идеологией русского общества. В середине XVI века, когда и была литературно оформлена версия перемещения иконы из Константинополя, широко утверждалась теория «Москва — третий Рим». Наша страна оказалась к этому времени единственным православным государством, оплотом православия в мире. Именно с этими умонастроениями связано и возникновение патриаршества в России. Мы все отчетливее осознавали себя наследниками Рима, а подтверждением тому среди прочего становилось перемещения святости с Востока на Русь либо чудесным, либо естественным путем.

— На политическое значение константинопольских корней Тихвинской иконы обращал внимание и религиозный философ князь Евгений Трубецкой в работе «Россия в ее иконе»: «Но еще раньше Москвы под впечатлением упадка веры в обеих древних Римах стал называть себя „новым Римом“ Великий Новгород. Там зародились благочестивые сказания о бегстве святых и святынь из опозоренных центров древнего благочестия и о переселении их в Новгород: об иконе Тихвинской Божией Матери, чудесно перенесенной из Византии в Новгород, и о столь же чудесном приплытии туда же на камне святого Антония римлянина с мощами». Да ведь и вся дальнейшая история иконы в России была тесно связана с политикой. Она же не только исцеляла больных, но и помогала в военных и дипломатических проблемах?

— Уточню: не икона помогала, а Богородица посредством иконы. У нашего народа любовь к Богоматери, надежда на Нее — совершенно особые. Ведь, скажем, и праздник Покрова Богородицы — это русский праздник, которого больше нигде нет. По нашей вере нам и давалось. Во время шведско-польской интервенции в начале XVII века люди истово молились Тихвинской иконе. И именно с этими молитвами связывали то, что враг не мог сломить оборону защитников Тихвинского монастыря, когда вокруг все было захвачено. А русско-шведский договор 1618 года подписывался опять же именно перед этой иконой. И вся дальнейшая ее история содержит много замечательного. Икону с особенным чувством почитали и царственные особы, и простые люди. По всей России разошлись с нее списки.

— Кстати, некоторые варианты Тихвинской иконы заметно друг от друга отличаются. А что их объединяет? Каковы ее родовые черты, по которым о любом из списков можно сказать: это Тихвинская?

— Самая яркая деталь, характеризующая Тихвинскую икону Богородицы, состоит в том, что Младенец, устремленный к Матери, пяточкой разворачивается навстречу зрителю. Мы видим ступню Его, повернутую к нам.

— Вернемся к истории. Таинственные исчезновения и перемещения иконы продолжались и в XX веке. Советская власть закрыла монастырь. Все драгоценности и золотой оклад, приложенные к образу, были реквизированы. До самой иконы руки большевиков не дошли, поскольку она для Гохрана тогда «не представляла особой материальной ценности». Зато дошли руки у фашистов, захвативших в ноябре 1941 года Тихвин. Все старинные иконы, включая Тихвинскую, были вывезены в Псков, где она хранилась в военной комендатуре в специальном стеклянном ящике. В начале 44-го при отступлении немцы вывезли икону в Ригу. И тут ее ждали такие приключения, для описания которых целой книги мало. Были и чудесные случайности, и погони, и невероятные совпадения, и рискованные акции. Епископ Рижский Иоанн Гарклавс сумел спасти икону и вместе с ней несколько лет скитался по лагерям Германии и Франции, пока наконец не эмигрировал в США, где он стал архиепископом Чикагским и Миннеаполисским Православной Церкви в Америке. Он завещал вернуть икону на родину, поставив для этого два условия: конец безбожной власти в России и восстановление монастыря. Владыка Иоанн умер в 1982 году, когда эти условия казались невыполнимы. Хранителем иконы остался его приемный сын священник Сергий Гарклавс. Но и он особых надежд в этом смысле не питал. И ожидать возвращения русской святыни не приходилось.

— Надо заметить, что в России-то долгое время вообще ничего не знали о послевоенной судьбе иконы. Ее следы затерялись, и она считалась утраченной. Ситуация несколько прояснилась благодаря случаю и энтузиазму ученого — причем вовсе не нашего. Финский искусствовед Айнэ Яяскинен оказалась в Чикаго у архиепископа Иоанна и заметила икону Богородицы. Заинтересовалась ее историей и в итоге написала книгу, которая дошла и до нас. Уже потом, когда времена изменились, начались переговоры, в результате которых и стало возможным возвращение Тихвинской иконы на родину.

— Интересно, что икона возвращается почти тем же путем, что и уезжала: из Чикаго спецрейсом в Ригу, а уже оттуда — в Россию. 23 июня во время всенощного бдения в храме Христа Спасителя Патриарх Алексий II встретит Тихвинскую икону. До 27 июня она будет находиться в храме Христа Спасителя, а затем Патриарх совершит перед чудотворной иконой молебен и возглавит Крестный ход через Красную площадь к Иверской часовне, где благословит святыней Москву. После этого состоится церемония проводов образа в Санкт-Петербург. Еще через несколько дней икона проследует в Тихвин в бронированном автомобиле с сопровождением. Там 9 июля, в день праздника Тихвинской иконы, и произойдет официальная ее передача Тихвинскому Успенско-Богородичному монастырю. Возвращение святыни станет фактом. И добрым для России знамением, как это уже бывало в необыкновенной истории иконы?

— Будем надеяться.

Вел беседу

Коновалов Валерий, обозреватель «Труда».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика