Русская линия
Русский курьер Георгий Целмс03.06.2004 

Где кончается церковная ограда?

В Бутырский суд столицы передано уголовное дело по обвинению группы сотрудников дома-музея им. А. Сахарова в «возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды» (ст. 282 УК). Поводом для уголовного преследования послужила выставка произведений художников, проведенная в музее, под девизом «Осторожно, религия!». (Наша газета писала об этом дважды, в N 8 и в N31).

Выставка просуществовала всего несколько дней, а затем была разгромлена «оскорбленными верующими». Поначалу по факту хулиганских действий погромщиков возбудили уголовное дело, но затем решением Таганского суда его прекратили. И хулиганы были объявлены страдальцами за веру, чуть ли не новомучениками. А вот организаторов выставки привлекли со всей строгостью. Теперь их «дело» будет разбирать все тот же Таганский суд…

Следствие по этому делу было проведено в рекордные по нашим стандартам сроки. Обычно обвинение по 282 статье после длительной волокиты рассыпается и не доходит до суда. «РК» в N 104 рассказывал, как фронтовик-орденоносец Б. Стамблер сумел добиться обвинительного заключения и передачи дела в суд по этой статье лишь после десяти лет отчаянной борьбы. «Дело» трижды прекращали «за отсутствием состава преступления». А ведь обвиняемым по делу был директор издательства, выпускающего явно погромные книги, в частности, «Майн камф» Гитлера. Здесь же управились в десять месяцев. Следователей под руку подталкивали и Государственная Дума, и высокопоставленные чиновники, и ряд церковных иерархов.

Факт передачи дела в суд послужил поводом для нескольких конференций, на которых обсуждался вопрос «Церковь и государство». Поскольку, как сочли участники дискуссий, история «дела о выставке» — очень опасна для общества. «Она означает начало наступления на наши свободы. И в первую очередь на свободу совести». По их мнению, объявлен новый крестовый поход.

В конференциях участвовали социологи, религиоведы, а также известные правозащитники, вставшие в свое время на защиту священников от гонений. И заплатившие за это длительными сроками лишения свободы. Не было только священнослужителей, хотя их, конечно же, приглашали. Так что диалог не состоялся.

Все выступающие, так или иначе, касались скандального уголовного дела. Но обсуждение выходило далеко за его пределы. Как сказал социолог и религиовед Юрий Левада, мы очень долго жили в условиях гонений на Церковь. Сейчас же должны уживаться в одном общежитии. И воинствующий атеист, и религиозный фундаменталист. А это для нас вопрос новый и сложный. Хотя бы потому, что никому не хватает терпимости и культуры. И наше законодательство слабо регламентирует правила жизни в «коммуналке».

В связи с этим свою ошибку признал бывший законодатель Анатолий Шабад. Когда на первом Съезде народных депутатов обсуждался законопроект о свободе совести, он был в комиссии по его подготовке. «Мы испытывали большую вину перед Церковью и верующими, которые столько лет подвергались гонениям, — сказал он. — Это чувство и довлело над авторами законопроекта, которые не пожалели слов в защиту любых вероисповеданий. Но не подумали защитить неверующих и даже атеистов. В стране, где атеисты многие годы постоянно ущемляли права верующих, нам и в голову не могло придти, что когда-нибудь придется защищать и их самих. Надо было записать, что не только каждый человек имеет право проповедовать любую религию, но и право отстаивать атеистическое мировоззрение. Но тогда это казалось абсолютно излишним». А между тем тревожный звоночек прозвенел уже в те исторические дни. Некоторые православные иерархи, входящие в комиссию по подготовке законопроекта, высказывались весьма откровенно. Они, например, предлагали сделать православие государственной религией. Тогда можно будет при помощи силовых структур государства «навести порядок в церковном доме». То есть, например, в уголовном порядке привлекать, а попросту запрещать различных «отступников от истиной веры». Характерно, что в качестве отступников имелись в виду не столько представители других конфессий, сколько те, кто, считая себя православным, не признавал руководства РПЦ. Сегодня снова предпринимаются попытки изменить закон о свободе совести, предоставив «основной религии» еще большие преимущества.

282 статья УК России была создана для защиты прав меньшинств в условиях многонационального и многоконфессионального государства. Но на протяжении последних десяти лет текст ее постоянно переписывался. И в итоге эта статья все больше служила защите религии, причем религии большинства. В то же время мы живем в условиях общежития, и законы должны регламентировать эту нашу совместную жизнь. Так чтобы никто никому не мешал. Ведь истинного мусульманина, не исключено, может раздражать сам вид православного креста на куполе храма, а христианина -призывы к молитве, что раздаются из мечети по несколько раз в день. Так что же делать? Если вы не хотите испытывать свои религиозные чувства и подвергать их страданию, избегайте тех мест, где это может произойти. Верующий не станет заходить в секс-шоп, чтобы полюбоваться парно". Так считает известный адвокат Юрий Шмидт. Мысль верная только отчасти. Если, скажем, фашисты, а их сегодня много развелось в России (см. «РК» N 104), торгуют погромной литературой или проводят свои оголтелые митинги, на которых оскорбляют «инородцев», вовсе не значит, что эти места надо обходить стороной. Это равным образом относится к экстремистским выходкам, призывам к насилию и пр. Речь конечно не о том, чтобы вершить самосуд. Но привлечь к уголовному деянию внимание правоохранительных органов и суда нужно. Увы, это чаще всего не удается.

Чтобы дружно жить в «коммуналке», надо уважать друг друга. И, конечно же, ценности соседей. Надо признать, что некоторые участники выставки слишком вольно обошлись со святым для христиан символами. Но здесь уместно моральное осуждение, но никак не за уголовное. Ведь никаких призывов к насилию не увидели даже абонированные обвинением эксперты. Они лишь дружно твердили в своих заключениях, что имеет место «дехристианизация» и «соединение бытовизма и сокрального». Не стану повторяться: о качестве «научной» экспертизы газета наша уже высказывалась. Как и о том, что искусство многозначно, и религиозные чувства никто из художников задеть не хотел.

Допустим даже, хотя это не так, что выставка имела явно выраженный атеистический характер. Это противозаконно?

Адвокат Ю. Шмидт напомнил участникам конференции административный кодекс, который «четко разграничивает площадки. Кодекс, в частности, воспрещает проведение публичных антирелигиозных мероприятий, размещение текстов и пр., оскорбляющих чувство верующих, вблизи объектов религиозного почитания». Вот и вопрос: где заканчивается церковная ограда и начинается светское (пока еще светское) государство?

Социолог Б. Дубин предположил, что агрессивная позиция некоторых церковных иерархов идет от слабости и неуверенности. Еще слишком сильна память о прошлом, о гонениях. И нынешний церковный ренессанс, пока еще и не ренессанс вовсе. И хотя согласно опросам православными считают себя 60% россиян, лишь 6% из них хоть раз в месяц посещает храмы (а это очень редко!) И лишь несколько процентов регулярно молятся дома. То есть возрождение Церкви только началось. «Отсюда неуверенность и даже порой истеричность. Поиск врага. Негативное самоутверждение». Это, пожалуй, целиком относится ко всему нашему обществу и государству: слабая власть пытается укрепить позиции, указывая людям очередного врага. Будь то чеченец или олигарх…

В этой связи подсудимый и он же директор дома-музея Ю. Самодуров показал собравшимся кучу репродукций — произведений современных художников на религиозные темы. Они демонстрируются в мировых художественных музеях и даже служат украшением храмов. Если оценивать их по критериям, которыми оценивали «подсудимую выставку» наши эксперты и следователи, то более половины из них полагалось бы запретить. А организаторов «святотатства» отдать по суд.

…Одна из картин, демонстрировавшаяся на выставке, называлась «Все на продажу»: Христос указывал на бутылку кока-колы. И приводилась цитата из Евангелия: «Пейте, сие есть кровь моя». Художник недвусмысленно показывал, что сегодня в нашем потребительском мире все может стать торговым брэндом. Даже самое святое. Эта картина вызвала особое возмущение и погромщиков выставки, а вслед за ними и экспертов. А между тем, в православных храмах можно купить бутылку кагора, на которой в качестве этикетки лики святых и даже Божьей матери. Чего уж тут комментировать?

Церковь выстояла в тяжелейшие годы испытаний. Дай ей Бог выстоять и в пору близости к власти, и в пору дикого рынка. Опасные искушения…

Скоро суд. Скоро мы узнаем, в каком государстве живем. В светском или, как сказал один из выступавших на конференции, в православно-ваххабитском. Где существует цензура, а ее функции перешли к отделу внешних сношений РПЦ. Не исключено, в очередной раз насмешим или устрашим цивилизованный мир.

29 мая 2004


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика