Труд | Священник Михаил Дудко | 01.06.2004 |
— Отец Михаил, что же все-таки произошло тогда в Иерусалиме на десятый день после Вознесения Иисуса Христа? В Священном Писании евангелист Лука достаточно подробно рассказывает о тех событиях. Но чувствуется, что и самому автору не хватает человеческих слов и образов, чтобы передать происходящее. Он, например, пишет: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились». То есть самого ветра не было, был шум «как бы» от ветра. А когда апостолы вышли к народу и неожиданно заговорили на иностранных языках, некоторые даже почему-то приняли их за пьяных. И Петр отвечал на это тоже довольно странно: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня». Кажется, все были в смятении, поскольку стали свидетелями чего-то из ряда вон выходящего.
— Нужно немного сказать о предыстории этого события. Называется оно не только Днем Святой Троицы, но и праздником Пятидесятницы. Это буквально пятидесятый день, считая от Воскресения Христова, от Пасхи.
Христос после того как воскрес, некоторое время был с учениками. Он учил их о царствии Божием, о том, что непреходящие и в личной жизни человека, и в жизни всего мира в целом. А на сороковой день вознесся, но перед этим обещал, что вскоре пришлет Святого Духа — Утешителя. «Он повелел ученикам: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем слышали от Меня». И еще сказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый».
После этого ученики десять дней неотлучно все вместе находились в Сионской горнице Иерусалима. Они не знали, когда точно и как именно произойдет нечто таинственное и невиданное еще человеком, о чем говорил им Христос. Но ждали. И вот на десятый день во время молитвы был тот самый шум, и «как бы огненные языки» сошли по одному на каждого из апостолов. Надо сказать, что это великий символ. Ведь в пламени, скажем, костра мы не можем отделить один язычок огня от другого, огонь остается единым. Но тут мы видим, что каждый из учеников Христа получает свой язык пламени, которое от этого не делается раздельным и остается тем общим пламенем, что со времени охватило весь мир.
Действие Святого Духа было мгновенным и необычайным. Ведь до того апостолы были только учениками, со своими слабостями, грехами. Мы помним, как апостол Петр трижды отрекался от Учителя, как все учениками, кроме Иоанна Богослова, разбежались во время распятия. И только после того, как на них сошел Святой Дух, они из учеников стали апостолами. То есть людьми с особой миссией проповедовать Христа в разных странах и народах. И с особыми качествами для этого. Они получили такие способности, что некоторые из них стали авторами евангельских текстов, хотя прежде особой грамотностью большинство из них не отличалось.
Что же касается иностранных языков, то в Священном Писании не употребляется термин «иностранные», там говорится об «иных языках». И может быть, речь идет не столько о том, что апостолы вместо долгого и нудного изучения иностранных языков вдруг разом эти языки узнали, сколько о том, что «каждый слышал их, — как говорится в Писании, — говорящих его наречием». Независимо от того, на каком формально языке говорили в этот момент апостолы, каждый из собравшихся разноплеменных людей понимал его, как свой. И скорее, это был дар говорить так, чтобы тебя одинаково понимали люди разных возрастов, убеждений, национальностей.
Впрочем, одно другого не исключает. Наверняка, апостолы получили от Святого Духа среди прочего, необходимого для их миссии, и дар общения на языках тех народов, в чьи страны они, каждый по своему жребию, отправились после Пятидесятницы проповедовать Христа, создавать Церковь Христову.
— То есть, по существу, это стало и днем рождения новой Церкви?
— Да, именно с этого момента Церковь начала расти. Потому что, когда Христос жил на земле, он не ставил целью, если можно так выразиться, как можно больше собрать учеников. У Него миссия была иная — искупление мира. Миссию создания Церкви, ее роста он возложил на апостолов, которых посылал в разные уголки земли. Разумеется, апостолы не справились бы с этой задачей, не случись Пятидесятницы. Ведь то, что было на них возложено, превышало любые человеческие силы.
— Почему все-таки этот день стал праздником Троицы, а не только Святого Духа, который сошел на апостолов?
— Конечно, все это достаточно условно и сложно для человеческого понимания. Троица — это вообще одна из величайших тайн. Любые аналогии в попытках объяснить этот феномен, сделать понятным для восприятия весьма относительны. Это великое триединство уникально. Нельзя разделять Отца, Сына и Святого Духа, одно без другого не бывает никогда. А Дух Святой и раньше действовал в мире. Мы видели, скажем, в день Крещения Господня, как Дух Святой в виде голубя явился на Иордане. Как символ присутствия Святой Троицы при Крещении. Но в день Пятидесятницы произошло особое излияние благодати Духа Святого в мир, в частности, на апостолов, а через них и на всех крещеных, поэтому полнота присутствия Духа Святого, и в целом Святой Троицы в мире наступила только после Пятидесятницы. Потому и праздник называется Днем Святой Троицы.
— Как правильно его праздновать?
— Первое, что нужно делать каждому верующему человеку в этот праздник, как и во все другие праздники, — это быть в церкви. Накануне во всех храмах служится вечером Всенощная. Раньше она продолжалась почти всю ночь, потому так и называется. А утром — Литургия. Сейчас служба стала короче, люди уходят на сон, на перерыв до утра. Но ее надо воспринимать как единую службу: вечером начало, а утром продолжение. В этот день все приходят в храм с символами нашей радости, ведь Дух Святой одухотворяет, дает жизнь. А что символ жизни в нашей действительности? То, что каждую весну природа просыпается. Это на самом деле великое чудо, которому мы придаем не такое большое значение, как следовало бы. И на которое святые отцы указывают, как на символ того, как из нашего мира появляется жизнь будущего века. Из мертвости появляется жизнь. Вот поэтому люди приходят в храм с распустившимися ветвями, в нашей полосе обычно березовыми. Но кто-то цветы приносит как символ цветения наших душ перед Богом. То есть все, что свидетельствует о жизни, о возрождении ее, все это уместно в храме. И цвет облачения священников в этот день зеленый, тоже как напоминание о жизни, о растениях, пробуждающихся от зимней спячки. И, конечно, для всех это огромная радость.
— Некоторые считают, что освященные на этой службе ветви получают целебные свойства, поэтому их стараются забрать из храма домой. Это суеверие или действительно соответствует каким-то церковным правилам?
— Разумеется, все дается по вере. Нет такого писаного правила, чтобы, скажем, брать эти веточки из храма и заваривать ими чай, или использовать как лечебные средства. Но народ наш всегда верил, что освященное в храме, даже самим своим присутствием в нем, становилось святыней. Этим наш народ всегда отличался. И потому Бог давал нашему народу по его вере, может быть, даже больше, чем другим. Никто из священников, конечно, никогда не запретит взять из храма веточку или букетик.
— А праздничный стол уместен в этот день?
— Конечно. По Уставу церковному положена даже особо праздничная трапеза. Можно выпить и немного вина. Тем более что через неделю начинается Петров пост. Но главное в этот день, разумеется, это участие в богослужении, молитва и ощущение радости от того, что жизнь сильнее смерти, любовь сильнее зла, а Божья благодать доступна каждому из нас.
29.05.2004
Беседу вел Коновалов Валерий, обозреватель «Труда».