Росбалт | Яна Амелина | 01.06.2004 |
На недавних парламентских слушаниях в Государственной думе обсуждалось совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях. Одноименный закон, провозгласивший принципы религиозной свободы и разграничения сфер деятельности государственных органов и религиозных объединений, был принят в 1997 году. По общему мнению участников слушаний — священнослужителей традиционных для России конфессий, депутатов, политологов и религиозных общественных деятелей — этот не лишенный недостатков закон стал в свое время единственно возможным компромиссом.
По словам заместителя министра юстиции Евгения Сидоренко, прошедшие годы доказали, что религиозные права и свободы российских граждан не только декларированы, но и существуют в реальности. Зарегистрировано порядка 21 тысячи различных религиозных организаций. Государство передало им более 4 тысяч памятников и около 15 тысяч предметов культового назначения. Количество религиозных направлений, представленных в России, выросло с 20 до 59 — главным образом, за счет так называемых новых религиозных движений (НРД) или, по словам замминистра, «религиозных новообразований» (россиянам больше знакомо слово «секты»).
Основную роль в их распространении играют иностранные миссионеры, в силу чего Минюст считает необходимыми корректировку и уточнение статуса и определения условий их деятельности в России. Есть вопросы и по работе общественных объединений религиозной направленности. По данным Минюста, только за последний год в суды направлено 246 исковых заявлений о ликвидации религиозных объединений в качестве юридического лица.
Но это далеко не все назревшие изменения. Над формулировкой возможных путей совершенствования «религиозного» законодательства долгое время трудилась специальная рабочая группа при Правительстве РФ. Впрочем, итоги ее деятельности не вызвали однозначного одобрения на слушаниях в Думе.
По словам зампреда группы Андрея Себенцова, которого представители общественного Союза православных граждан считают личным врагом за потворство противникам самой традиционной и массовой российской религии, в новой редакции закона предлагается чётко прописать обязанность государства и органов местного самоуправления использовать по назначению и передавать религиозным организациям соответствующее имущество. Пока такой нормы, кроме стародавнего президентского указа, российское законодательство не содержит. Поэтому вернуть храм, реквизированный в 30-х годах прошлого века под склад, автобазу или сельский клуб, религиозной общине до сих пор очень непросто — процесс часто затягивается на годы.
В центре внимания рабочей группы находились и проблемы религиозного образования. Здесь, по словам Себенцова, многое зависит от того, кто его даёт — школа или религиозные организации на ее территории. В общеобразовательном учебном заведении, полагают правительственные эксперты, возможно преподавание культурологической части предмета.
Но особые споры вызвало предложение рабочей группы регистрировать местные религиозные общины, не дожидаясь установленного действующим законодательством 15-летнего срока и сохранив его исключительно для религиозных организаций федерального уровня. Сейчас «религиозные новообразования», «прожившие» в России меньше 15 лет, могут получить регистрацию только в качестве общественных организаций. Это лишает их ряда специфических прав, гарантированных религиозным объединениям — доступа с проповедью своего вероучения в армию и на государственное телевидение, налоговых льгот, моральных прав требовать у федеральных и местных органов власти выделения помещений и земельных участков и т. п.
По мнению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, главы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московской Патриархии, в своих трудах рабочая группа вышла за рамки данных ей полномочий. «Состояние российского законодательства в религиозной сфере достаточно позитивно и стабильно, — подчеркнул митрополит. — В России нет межрелигиозных конфликтов и конфликтов, питающихся религиозной мотивацией». По его словам, в нынешнем законодательстве РФ нет ни одной нормы, ограничивающей религиозную деятельность в тех формах, как она понимается во всём мире. У изучивших предложения рабочей группы специалистов Московской Патриархии, заявил митрополит Кирилл, «обоснованные вопросы» возникли по десяткам пунктов.
Закрепленный законом 15-летний срок, дающий право на регистрацию в качестве религиозной организации, результат сложного компромисса, подчеркнул глава ОВЦС. Его введение предотвратило легитимизацию в России ряда новых религиозных движений, в том числе экстремистского характера. «Мы считаем лукавыми аргументы против 15-летнего срока», — прямо указал митрополит Смоленский и Калининградский. Авторы поправки, напомнил он, утверждают, что это обеспечит контроль за деятельностью НРД. Тогда как в реальности она позволит любой группе граждан воспользоваться, кроме базовых — молитвы, проповеди, исповедания веры — полным набором религиозных прав. «Молись хоть антарктическому пингвину! — воскликнул митрополит Кирилл. — Но современный закон не позволяет таким группам получать права юридического лица в течение 15 лет — за это время становится понятно, не являются ли они общественно опасным явлением».
Московская Патриархия считает, что отмена указанного срока «ничем не оправданна, приведет к усилению деятельности НРД и нарушит межконфессиональный мир». «Это сейчас абсолютно неуместно», — резюмировал глава ОВЦС.
Православная церковь не согласна и с предложением рабочей группы при Правительстве выдавать иностранным миссионерам разрешения на въезд, пребывание и трудовую деятельность в РФ вне установленных законами ограничений и квот. «Если мы пригласим на работу выдающегося учёного, Нобелевского лауреата — его деятельность в России будет ограничена законодательством, — сказал митрополит Смоленский и Калининградский. — А вот представителя секты корейских трясунов — нет. Отчего им предоставляются такие преференции?».
«На повестке дня стоят действительно серьезные вопросы, игнорировать которые не следует», — напомнил глава ОВЦС. По его словам, реформа налогового и земельного законодательства породила новые «болевые точки» в отношениях государства и церкви. Вернуть общине храм, руководствуясь действующим законодательством, сейчас практически невозможно; а в запасниках музеев, недоступные публике, по-прежнему хранятся многочисленные религиозные святыни. «Нужно как-то сдвигать эту проблему с мертвой точки», — считает митрополит Кирилл.
Что касается преподавания в школах культурологического религиозного предмета, то по этому вопросу, уверен представитель Московской Патриархии, споров быть вообще не должно — он должен стать региональным, а где-то, возможно, школьным компонентом учебной программы. «Нельзя лишить народ изучения его истории!», — отметил митрополит.
Не спешить с отменой 15-летнего срока для регистрации религиозных объединений призвал и первый заместитель верховного муфтия Духовного управления мусульман, муфтий Пермской области Мухамедгали Козин. Кроме того, по его мнению, в закон о свободе совести и о религиозных организациях нужно ввести понятие «религиозного туризма» (паломничества). Требуется также коренным образом пересмотреть налоговую политику. «В Пермской области старообрядцы стали строить храм, однако налог на землю составил 400 тысяч рублей в год, — привел пример муфтий. — В том же объеме ведется и само строительство».
По словам Мухамедгали Козина, из-за невнятности законодательства мусульмане не могут надлежащим порядком оформить в собственность 99 процентов принадлежащих им земельных участков и культовых зданий. Пермский муфтий высказал недоумение позицией прокуратуры и милиции, которым, по его выражению, «по барабану» тот факт, что в области свободно продается и распространяется религиозная литература экстремистского содержания.
15-летнее ограничение для «новичков» устраивает и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России. «Я бы оставил этот срок», — заметил его председатель Зиновий Коган. Иудеям тоже хотелось бы добиться возвращения своих религиозных святынь, например, рукописных свитков Торы, из музейных запасников: «Они священны для евреев, а музеям не так уж и нужны». Удар по религиозным традициям, то ли в шутку, то ли всерьез заметил Коган, нанесет и намечающаяся отмена льгот пенсионерам на проезд в общественном транспорте — в этом случае приобщать внуков к религии своего народа, как это обычно происходит, бабушкам станет труднее.
Многие участники слушаний, особенно представители российских мусульман, выразили откровенную озабоченность распространением ваххабизма, опасность чего, по словам зампреда думского Комитета по делам религиозных объединений и общественных организаций Гаджи Махачева, уже хорошо осознана на Северном Кавказе. «К ваххабитам сначала тоже относились, как к верующим в медведей или пингвинов, — заявил он. — Однако, получая финансовую поддержку из-за рубежа, они очень укрепились». И стали представлять реальную угрозу. По мнению Махачева, государство должно контролировать обучение детей в религиозных образовательных учреждениях.
Похоже, что единодушное неприятие представителями всех традиционных религиозных конфессий России отмены 15-летнего «испытательного срока» всё-таки заставит законодателя отказаться от принятия этого предложения правительственной рабочей группы. Дискуссия же о допустимости преподавания в школах религиозных предметов пока еще не закончена.
31/05/2004