Константинопольская православная Церковь канонизирует русских мучеников
Второго мая в Париже Константинопольская православная Церковь причислила к лику местно чтимых святых священника Алексея Медведкова, монахиню Марию Скобцову, ее сына Юрия Скобцова, священника Дмитрия Клепининаи мирянина Илью Фондаминского. Четверо последних приняли мученическую смерть: они погибли в газовых печах нацистских концлагерей. Канонизация этих русских подвижников, эмигрировавших из России во Францию после революции, осталась практически незамеченной Московской патриархией. Между тем все материалы о жизни пятерых подвижников русского зарубежья были заблаговременно туда представлены. Никакого ответа не последовало. Хотя представители неоднократно заявляли, что одним из главных приоритетов для них является объединение всех разрозненных зарубежных православных епархий под юрисдикцией Московского патриархата. Более того, никто из представителей РПЦ не соизволил приехать на торжественную церемонию в честь причисления к лику новых святых. Странно, но никто из представителей епископата не высказался публично о состоявшейся канонизации. Чем же объясняется замалчивание этого в высшей степени важного события для русского православного мира? Священники, к которым «РК» обратился в поисках ответа на этот вопрос, были крайне осторожны и деликатны в оценках. По большей части просили не называть их имен. Официальное объяснение простое: мать Мария и другие новопрославленные относились к юрисдикции Константинопольского партриархата, поэтому, естественно, были прославлены именно этой Церковью. И все же удалось узнать, чем фигура матери Марии Скобцовой смущает РПЦ. Достаточно очевидно, что сегодняшнее православие в России ориентировано на традиционные ценности. А мать Мария, и тем более еврей Илья Фондаминский, который крестился в лагере, — люди современные. Многие в РПЦ, например, не были согласны канонизировать мать Марию, поскольку до принятия монашества она дважды была замужем и, хоть носила монашеское платье, курила, писала книги, была интеллектуалкой Серебряного века. Некоторые наблюдатели не исключают, что против канонизации могли быть и представители консервативной части РПЦ, где сильны антисемитские настроения. Как бы то ни было, все эти аргументы перевесили другие мнения и факты о несомненности подвига, который совершила Мария Скобцова. Собеседники «РК» убеждены, что ее канонизация чрезвычайно важна для современного христианства. И важно, именно то, что она — поэтесса и философ, которая одновременно устраивала приюты для бездомных эмигрантов, спасала евреев в оккупированном Париже. И, по преданию, спасла сокамерницу по нацистскому лагерю, пойдя вместо нее в газовую камеру. Обидно, что в Московской патриархии недостаточно людей, которые способны переступить через внешние препятствия и оценить такой подвиг. Уже высказываются предположения о том, что не все русские православные на Западе с пониманием отнесутся к отказу РПЦ присоединиться к канонизации. В любом случае это вряд ли подтолкнет их к скорейшему объединению с Московской патриархией