21 мая в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе состоялось разрушение мандалы
21 мая в 12 часов местного времени буддийские монахи, как и обещали, разрушили песочную мандалу Авалокитешвары. В течение недели монахи тибетского дацана Дрепунг трудились над ее созданием. К пятнице она уже была полностью готова и освящена. В этот день к полудню в Красноярский культурно-исторический музейный комплекс сотни людей пришли посмотреть на дворец Будды, символизирующего сострадание. Проект «Тибетский буддизм в Красноярске» близился к своему логическому завершению. Народ, тяготеющий к буддизму, и просто любопытствующий в несколько рядов окружил священное сооружение, похожее на яркое красочное панно. Хрупкое, как и все в этом мире. Две с половиной тысячи лет мандала сооружается по одним и тем же канонам. И соприкосновение с таинством — словно связующая нить между прошлым и настоящим. Однако мало кто эту нить ощущал, судя по хаотически-агнецкому поведению красноярцев. Народ стоял и тупо глазел. Даже после того, как монах объяснил, что вокруг мандалы необходимо трижды обойти, несчастные все равно оставались без движения. Живой мраморный песок не приемлет застоя — некоторые все же сделали попытку ходьбы по кругу. Ну да не беда, по признанию самих монахов, подобное поведение они видят повсюду в России. Их миссия как раз и заключается в том, чтобы как можно больше людей познали, быть может, не столько религию, сколько культуру поведения буддистов. А пока за живым песком народ толпился точно так же, как в Крещение толпится за святой водой… Ровно в полдень доктор буддийской философии Шивалха Ринпоче и его трое учеников произнесли священные молитвы и по древнему ритуалу разрушили столь кропотливо создаваемое сооружение. Песок частично собрали в священный кувшин, остальной по щепотке разложили в пакетики. Кувшин в сопровождении народа понесли к Енисею, где под молитвенные звуки тибетского наречия развеяли. Песок опустился в воду, превратив ее в живую, святую. Защита сибирской реке от дурного глаза гарантирована — послышалось в толпе… Песок мандалы сродни святой воде. Это оберег, талисман, надежда для страждущих и больных в их молитвах. Пока один монах раздавал пакетики с песком. Другой омывал постамент, на котором была мандала. Рисунок для нового священнодейства должен оставаться чистым. Некоторые русские женщины давали монаху свои салфетки и уже смоченные водой, с крошечными частичками мраморного песка клали в полиэтилен, унося домой. По словам представителей краевой администрации, ставшей одним из организаторов приезда буддийской делегации в Красноярск, визит удался. Официальная власть — за то, чтобы в крае находили развитие традиционные религии, а не их суррогаты. Прибывшие в Красноярск монахи являются последователями школы Гелугпа и представляют общину «Самло» Дрепунг Гоман монастыря. Дрепунг Гоман монастырь считается одним из крупнейших тибетских монастырей. Он был основан в Тибете в 1416 году. В 1959 году духовенство вынуждено было покинуть страну и переселиться в Индию. По-тибетски «Гоман» означает «много дверей». Такое название он получил благодаря ламам, которые могли входить в монастырь на молебен сквозь стены, как через открытые двери. Кстати, Шивалха Ринпоче, приехавший в Красноярск и общавшийся со всеми желающими, является одним из самых известных и почитаемых перерождающихся лам монастыря. В ряде районов России имеется значительное число последователей буддизма (около 900 000 чел.). Большинство из них — сторонники школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живущие в Бурятии). В последние годы в некоторых городах нашей страны появились малочисленные группы сторонников различных течений буддизма среди русских (школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различные школы направлений махаяна и тхеравада). В Тибете ваджраяна считается венцом учения Будды. Ваджраяна основана на концепции Адибудды — верховного единого божества, по отношению к которому отдельные Будды (в том числе исторический Гаутама) считаются только формами его воплощения. В ваджраяне разработана четкая иерархия существ: будды, бодхисаттвы, пратьекабудды, архаты, идамы, учителя веры, местные божества. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считаются не достоинства человека — парамиты, а тайная мантра. При этом считается, что путь тайной мантры значительно могущественнее и может привести к достижению состояния Будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. Как и в классическом тантризме, философские идеи в ваджраяне считаются недейственными без практики. 22.05.2004