Русская линия
НГ-Религии М. Тульская27.05.2004 

Каббала святош
Русская традиция богоискательства состоит скорее в поисках веры, нежели знания

Адин Штейнзальц — известный раввин, уважаемый во всем мире. Он же писатель и ученый, религиозный мыслитель и философ. В 1965 году основал Израильский институт талмудических публикаций, где работает над комментированным переводом Талмуда (собрание догматических, этических, правовых положений иудаизма) на современный иврит и другие языки. За это раввин Штейнзальц был удостоен высокой государственной награды Израиля. Штейнзальц — автор большого числа книг и статей, посвященных самому широкому кругу тем: иудаизму, науке, искусству, философии и мистике. Его работы переведены на английский, французский, немецкий, испанский, голландский, русский, итальянский, японский и китайский языки.

-В последнее время российское пространство стали завоевывать каббалистические школы. С чем, на ваш взгляд, это связано?

— Несомненно, Россия преимущественно православная страна. Хотя, по словам Путина, в ней свыше двадцати миллионов мусульман, да и представители буддизма, шаманизма, протестанты и католики представлены миллионами последователей. Есть и иудеи… Но не путайте иудейское учение каббалы с модным поветрием «каббалистических кружков». Да, каббала внезапно оказалась в центре внимания. На Западе — в рамках общего кризиса рационализма, в России — в контексте всеобщего духовного кризиса, последовавшего за падением советского режима.

Духовный вакуум, воцарившийся на постсоветском пространстве после низвержения «научного» атеизма и диалектического материализма, требовал заполнения, причем немедленного. Заброшенное поле не остается голым, очень скоро оно породит тернии и волчцы. Заметьте, пустота никогда не заполняется сама по себе чем-нибудь полезным, ценным. Сорняк всегда выигрывает в конкуренции со, скажем, свеклой. И все же не только духовным вакуумом объясняется лидерство России во взращивании каббалистического учения.

— Может показаться странным, но в центры по изучению каббалы приходят в основном люди образованные и далеко не бедные. И большой процент из них — русские.

— Ничего странного для меня в этом нет. Есть в России нечто… духовное. В самобытном национальном характере эта черта проявляется и в хорошем, и в плохом. Духовный вакуум, губительный для любого народа, для русских губителен вдвойне.

Еще один важный аспект — религиозное невежество. Сегодня нет особой разницы между этническими русскими и российскими евреями: и те, и другие мало знают о своей вере. Но, если еврей, возвращаясь к религии отцов, просто обязан учиться, то русская традиция богоискательства состоит скорее в поисках веры, нежели знания.

За годы советской власти коммунисты почти выкорчевали православную идею, православную мысль. Нынешнее возрождение религии в России востребовало не теологическую, содержательную составляющую православия, а внешнюю, декоративную: ритуал, обрядность, атрибутику. Соборы и храмы — это, наверное, очень важно. Но пока не видно, чтобы рядом с ними выросли дворцы интеллекта. Вероятно, и это придет, но пока мы видим только духовное недоедание.

А относительно того, почему состоятельные люди ищут истину в каббалистических кружках, то во многом это из-за моды на синкретическое религиозное движение «нью-эйдж». Россия немногим отличается от остального мира. Вот и каббалистические кружки победно шагают не только по России, но и по благополучному Западу. Там никто ничего не рушил, церкви не взрывал, там по цивилизации прошел каток научного рационализма. Наука была самоуверенной и самонадеянной дамой не одно столетие. Она не допускала сомнений и детерминизмом клеймила неопределенность. То ли постарев, то ли поумнев, наука существенно изменилась за последние сто лет.

— Каббала — учение в основе своей мистическое. Как мистика может сочетаться с рациональным мировосприятием?

— В мире науки, причем не важно, подлинной или лженауки, произошел грандиозный переворот, масштабы которого не вполне еще осознаны. Сегодня последними оплотами атеизма остались администраторы и его популяризаторы. Многое из того, что сегодня говорится от имени науки, на самом деле к ней отношения не имеет. Человек, серьезно занимающийся научным исследованием, не может позволить себе роскошь написать популярную статью. Его времени и сил едва хватает на специальные публикации, круг читателей которых крайне ограничен. Поэтому все, что вы читаете о физике, написано не физиками, а полузнайками, пиарщиками от науки или чиновниками.

Этот затянувшийся глобальный кризис нанес сокрушительный удар прежде всего по интеллектуалам. Именно благополучные по своему имущественному положению люди имеют возможность задуматься о смысле существования. Те, для которых наука являлась своего рода религией, были ввергнуты в двойной кризис: религию они оставили ради лженауки, а та рухнула, не выдержав появления науки подлинной.

На этом фоне бурно и причудливо расцвел мистический ширпотреб. Это верно в отношении «центров изучения каббалы» в той же мере, как и в отношении, скажем, «исконно русского» неоязычества подмосковного розлива.

— Нужно ли вообще обычному человеку изучать каббалу?

— Если я правильно понимаю, вы имеете в виду человека «необразованного» или «неискушенного». Да, он не способен ее изучать. Хотя бы потому, что хорошее знание иврита — непременное условие самого первого знакомства. Каббала построена на толковании реалий определенного лингвистического ряда. Она не «написана на иврите», она непереводима по определению, поскольку оперирует словами, буквами и даже графическими деталями букв этого языка. Не помешает и знание арамейского, на котором написан ряд важнейших текстов.

Но языковой барьер, возможно, самый незначительный из стоящих на пути «обычного» человека к каббале.

Еще до первого урока по теме ему придется получить основательную подготовку в рамках классического наследия иудаизма. Ведь каббала — цельный пласт толкований к Танаху (еврейской Библии), Писанию, и осмыслить ее без понимания того, что она толкует и на чем базируется, невозможно. Иудаизм же не только знание, но и образ жизни. Это мировоззрение, которое невозможно усвоить, живя вне его рамок.

И, наконец, чтобы изучать каббалу, нужно научиться структурно мыслить определенным образом. Обычный человек не всегда хорошо осваивает даже одну технику мышления, перестроить же мышление на определенный, сложный и непривычный лад ему не по силам. Впрочем, есть и утешение — каббала не только недоступна для него, но и вообще ему не нужна.

— Есть мнение, что для постижения каббалы нужно иметь здоровую психику? Так ли это?

— Интересный вопрос. И отнюдь не праздный. Для того чтобы изучать каббалу и чтобы это изучение не нанесло ущерба душевному здоровью, человек, безусловно, должен быть очень устойчив психически, хотя это далеко не первое и, конечно же, не единственное предъявляемое к нему требование.

Занятия мистикой, как, впрочем, и религией вообще, чрезвычайно привлекательны для людей с нестойкой или поврежденной психикой. Это может подтвердить, опираясь на свой личный опыт, священнослужитель любого вероисповедания.

— Правда ли, что от каббалы отпочковалась математика и другие науки?

— Нет. Никакие науки не уходят в каббалу своими корнями. И если есть параллель, то абстрактная, приложимая ко всем областям систематического знания.

— До определенного времени каббала считалась и была учением только для избранных, посвященных. Но в какой-то момент, в конце XIX — начале XX века, запрет на ее изучение был снят самими мудрецами, которые сказали примерно следующее: «Люди сегодня настолько глупы, что ничего в каббале не поймут». Это на самом деле так?

— Это не так. В действительности все наоборот: именно к XIX веку мир каббалистических штудий вновь стал сугубо элитарным после недолгого периода расцвета. Еврейский мир пережил много потрясений из-за того, что невежды-«каббалисты» при отсутствии интеллектуальной и ментальной подготовки были питательной средой для возникновения лжемессианских учений, сект различного толка и становились причиной гонений на общины и их распада. К началу XX века каббала стала уделом считаных еврейских ученых, в отличие, скажем, от нескольких предшествующих столетий. Причин этому можно назвать много.

— Можно ли, образно говоря, назвать сегодняшнее распространение адаптированных каббалистических знаний некошерным?

— Скорее, его можно назвать порнографией! Порнография — это избирательная демонстрация в коммерческих целях внешней стороны интимных отношений при полном забвении нефизических, духовных аспектов любви. Это всегда пользуется спросом, «работает» безотказно и приносит прибыль. Так и с «популярными знаниями по каббале»: они оперируют частями целого, выворачивая его наизнанку, но это уже не живое тело, а «расчлененка».
НГ-религии


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика