Газета.GZT.Ru | Надежда Кеворкова | 27.05.2004 |
Именем Всевышнего Аллаха экспертный совет ДУМД запретил «продажу и распространение всех дословных переводов Корана, начиная с переводов Крачковского и кончая переводами Валерии Пороховой». В специально изданном постановлении также сообщается, что запрет наложен на распространение «аудио-, видео-, фото- и порнопродукции на религиозную тематику без одобрения ДУМД». Более того, лидеры духовного управления инициировали проведение «рейда по уничтожению литературы антиисламского толкования», объяснив, что такие меры принимаются исключительно «с целью усиления борьбы против ваххабизма».
Как сообщила ГАЗЕТЕ главный редактор журнала «Ислам» Айна Гамзатова, в махачкалинских мечетях уже месяц нельзя купить Коран на русском языке, причем запрет распространяется даже на перевод Нури Османова, удостоенного за него Государственной премии РФ. Впрочем, под запрет в Дагестане попали не только русские переводы священной книги, но и фактически вся религиозная литература, издаваемая на русском языке крупнейшими исламскими издательствами «Бадр», «Умма», «Тауба», «Ибрагим аль-Ибрагим» и «Фаджр». По словам директора запрещенного в Дагестане московского издательства «Умма» Асламбека Эжаева, с недавних пор махачкалинская милиция по просьбе ДУМД проводит «книжные зачистки». «Милиционеры, — рассказал он, — обходят торговцев не только возле мечетей, но и на рынках, и если они не успевают спрятать Коран на русском языке, его отбирают». Асламбек Эжаев уверен, что «этот запрет не столько религиозный, сколько политический». «Муллы, входящие в ДУМД, — заявил он ГАЗЕТЕ, — хотят управлять всеми процессами в республике и под лозунгом борьбы с ваххабизмом проводить во власть своих людей». По словам Эжаева, «главенствующее положение в ДУМД занимает клан суфийского шейха Саида Афанди Чиркейского, который попросту выдавил из этой организации остальных дагестанских суфиев». Вообще, как отметил Эжаев, во многом благодаря стараниям ДУМД Дагестан сейчас выпадает из конституционного поля России, «так как там не действуют федеральные законы, а милиция арестовывает людей за ношение бороды, поскольку в этом усматривается пропаганда ваххабизма».
С критикой в адрес политики ДУМД выступил и председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. «Коран ниспослан всем людям, а не только арабам, — сказал он ГАЗЕТЕ. — Чтобы исполнять его предписания, люди должны понимать текст Корана, однако не все 20 миллионов российских мусульман владеют не то что арабским, но даже своим родным языком». Равиль Гайнутдин также напомнил, что во многих мечетях мира аяты (стихи из Корана) сперва читают по-арабски, а потом переводят на язык той страны, в которой проходит богослужение.
По мнению не признаваемого в Дагестане имам-хатыба Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова, автора десятка трудов по религиозной проблематике, ДУМД изымает из продажи все книги, кроме книг своих авторов, во избежание богословских споров, которые его члены не могут вести в силу своего чрезвычайного невежества. А глава Исламского комитета Гейдар Джемаль квалифицировал действия ДУМД как «клерикальный фашизм и нарушение закона о печати и свободе слова». По его словам, «мусульмане воспринимают Коран не как бессмысленную мантру, а как источник фундаментального знания», поэтому современные переводы Корана столь востребованы во всем исламском мире. Директор Института религии и права Анатолий Пчелинцев, в свою очередь, заявил ГАЗЕТЕ, что изымать книги из продажи возможно лишь по решению суда. В современной российской практике за исключением запрета на издание и распространение книги Адольфа Гитлера «Моя борьба» ученый смог припомнить лишь один подобный случай. Не так давно Савеловский суд Москвы признал экстремистской и запретил к изданию в России «Книгу Единобожия» — труд знаменитого саудовского богослова восемнадцатого века Аль-Ваххаба.
24 мая 2004