Русская линия
Час Оксана Дементьева27.05.2004 

Хранитель святыни

21 июня в Ригу прибывает чудотворный образ Тихвинской Божией Матери, который пробудет здесь до 23 июня. Икона провела 60 лет в США и отправляется в Россию, в Тихвинский монастырь. («Час» уже писал об истории этого чудотворного образа.) Нам удалось пообщаться с человеком, который со времен Второй мировой хранил святыню. Это протоиерей Американской автокефальной православной церкви Сергий Гарклавс, приемный сын епископа Рижского Иоанна (Гарклавса).

Чудесная встреча

— Я вырос в Виндаве (Вентспилсе), — рассказывает о. Сергий, — мои родители посещали православный храм, я тоже любил бывать на службах. Наш приход окормлял будущий епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Когда мне исполнилось 13 лет, я начал прислуживать ему на богослужениях. В 1943 году, когда я приехал в Ригу поступать в гимназию, владыка приютил меня в своей квартире на Меркеля.

Как-то вечером владыка приехал со службы и сообщил, что немецкое командование дало предписание утром покинуть Ригу. Уже начинались бомбежки, и я решил поехать с владыкой и его матерью в Либаву (Лиепаю).

Дорога была запружена — отступали немецкие солдаты, шли беженцы, ехали на подводах крестьяне. Колонну атаковали советские истребители, были жертвы…

— Мы прожили в Либаве несколько дней, — продолжает о. Сергий, — как вдруг приходит человек с сообщением, что на пристани владыку ждет группа священников, а с ними икона. «Берите подводу, — говорит пришедший, — и езжайте забирать».

Так она попала к нам.

Псковская миссия

Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была вывезена гитлеровцами из Тихвинской обители в ноябре 1941 года, потом святыню переправили в Псков, где она хранилась в комендатуре.

Пытаясь получить поддержку у местного населения, гитлеровцы разрешали священникам брать Тихвинскую икону для богослужений в Псковском соборе. Вечером они были обязаны вернуть образ в комендатуру.

В 1944 году, отступая, немцы начали эвакуацию похищенных ценностей в Ригу для последующей транспортировки в рейх. Отец Сергий не берется утверждать, но как будто икону доставили в Ригу священники Псковской миссии в сопровождении немецких солдат… Случилось это 4 марта 1944 года. До сентября 1944 года икона оставалась в Христорождественском соборе.

Отъезд в Либаву

Перед отъездом из Риги владыка распорядился перенести икону Христорождественского собора в монастырь на Кр. Барона и поручил игуменье Евгении (Постовской) хранить ее. Немецкие власти, прознав, что икона исчезла из собора, бросились в монастырь. Матушка сказала, что она не может отдать чудотворную икону в руки солдат. Тогда немцы поручили о. Николаю Виеглайсу собрать духовенство для сопровождения иконы в Либаву.

Однако путь до Либавы был уже отрезан советскими войсками, и священники решили плыть на рыбацкой лодке. Они добрались чудесным образом. И чудо-творная с ними…

Солдаты, выйдя из лодки, сказали: «Наша миссия исполнена» — и передали икону на попечение владыки. Вот тогда на пристани о. Николай Виеглайс и сказал: «Видать, сама Божия Матерь вас избрала ее святой образ сохранить».

Скитания по Европе

Через несколько дней из Лиепайского порта в сопровождении немецких эсминцев и крейсеров вышел пароход, на борту которого находилось 2 тысячи покидающих Латвию пассажиров. Среди них были епископ Иоанн (Гарклавс) с матерью, его 16-летний иподьякон Сергий, латвийские священники и их семьи. И Тихвинская икона.

— Потом товарный поезд повез нас вглубь Польши, — рассказывает о. Сергий. — Так мы попали в Лодзь, а потом решили ехать в Яблонец, что в Судетах.

Состав был переполнен. Молодому иподьякону Сергию пришлось всю ночь стоять на одной ноге. В Яблонце священники — человек 40 — нашли пустовавшую католическую церковь. Староста разрешил проводить в церкви службы, но разместить людей не смог. Пришлось обосновываться в селе за 7 километров от Яблонца.

— Оттуда мы ходили на службу, — вспоминает о. Сергий. — Прихожан было много — из Яблонца и окрестностей приходили вывезенные немцами из разных стран рабочие — греки, румыны, болгары, русские. Как-то под Рождество владыка пообещал, что мы привезем на богослужение чудотворную икону. По снегу, на санях и довезли. Как счастливы были люди!

В мае 1945 года советские войска вошли в Чехословакию. Можно было бы возвращаться, но владыка решил не торопиться. А через полгода стало очевидно, что если мы решимся ехать домой, то попадем не в Ригу, а прямиком в Сибирь… Стали думать, как бы уехать в американскую зону Германии.

Благотворительная католическая организация «Каритас», занимающаяся отправкой репатриантов на родину, взялась помочь.

— Мы добрались до Праги, — продолжает о. Сергий. — Нам надо было пересесть в товарный поезд, шедший в американскую зону. Кругом ходили советские патрули, которые бы нас непременно задержали. Пришлось пролезать под вагонами, протаскивая с собой икону…

В чешском городке Пльзени в 5 утра поезд остановился — проверка. Услышав русскую речь, мы затаились. «Этот вагон мы уже осматривали», — раздалось снаружи. Снова сохранила нас Матерь Божия — это был последний советский патруль… Новый день встретили уже в американской зоне, в баварском Амберге.

Две ризы


На целый год задержались здесь латвийские священники, после чего их определили в лагерь беженцев в пригороде Нюрнберга. Там они прожили до 1949 года.

— С иконой мы объехали все ближайшие лагеря, в каждом жило по нескольку тысяч человек. Как-то после богослужения в одном из лагерей к Тихвинской иконе подошла немолодая русская женщина, угнанная немцами в Германию. Она слезно молила Богородицу вернуть ей сына, с которым ее разлучила война. И Богородица явила чудо — среди людей, стремящихся приложиться к иконе, женщина вдруг увидала своего сына…

В 1949 году владыка Иоанн по приглашению Американской православной церкви стал собираться в Америку.

— Советы требовали через американское правительство вернуть икону в СССР, — говорит о. Сергий. — Владыка объяснял, что если икона попадет в руки большевикам, еще неизвестно, вернут ли ее церкви, напоминал, как атеистические власти жгли храмы и репрессировали священников. Чтобы спасти святыню и получить разрешение на ее вывоз, он вынужден был говорить, что икона якобы не подлинник.

Для этого нашелся предлог. Дело в том, что у Тихвинской было две ризы (риза — это металлический оклад на иконе, оставляющий открытыми только лик и руки образа). Первая была изготовлена в 1714 году. А вторую, драгоценную, сделали в 1836 году из чистого золота. На ней было 4900 бриллиантов, другие драгоценные камни. На заре советской власти драгоценная риза пропала. А образ остался в Тихвинском монастыре. Там сохранилась и первая риза — в нее-то монахи и облекли чудо-творную… В Псков, а потом в Ригу икона была доставлена в первоначальном виде.

Думаю, что пропажа драгоценной ризы тоже была Божиим провидением. С такой ценностью немцы не дали бы икону священникам Псковской миссии, она не попала бы в рижский собор, а потом — для нас какой соблазн был бы! Господь все правильно устроил — главной ценностью был и остается сам образ.

Завещание владыки

— В 1949 году мы отбыли в Америку, в Нью-Йорк, — вспоминает о. Сергий. — Когда пароход, шедший три недели, причалил у американского берега, каждый пассажир, в том числе и я, получил по доллару. И все — ступайте, начинайте новую жизнь…

В 1956 году владыка Иоанн уже в сане архиепископа возглавил Чикагско-Миннеапольскую епархию Американской православной автокефальной церкви. Службы поначалу вел на церковно-славянском языке, позже изучил английский. Служил с Тихвинской иконой по всей Америке, побывал и в Канаде. Отец Сергий был рукоположен в священники, затем — протоиереи, в 1983 году стал настоятелем Свято-Троицкого собора, в котором прослужил 18 лет.

В 1982 году владыка Иоанн почил. Умирая, он завещал отцу Сергию — а если того призовет Господь, тогда внуку, отцу Александру, нынешнему настоятелю Свято-Троицкого собора, — вернуть святыню в Тихвинский монастырь при условии, что в России не будет угрозы православию, а сама обитель будет восстановлена. Оба условия хранителя святыни выполнены.

— Мне посчастливилось жить в благословенной Господом семье, — тепло улыбается о. Сергий. — Владыка Иоанн, мой приемный отец, усыновил меня еще в Германии. Со своей супругой, матушкой Александрой, я познакомился в Мюнхене. У нее тоже судьба исключительная. Ей было 16 лет, когда ее вывезли из России немцы. Она оказалась в Берлине.

Всю жизнь, — а она была очень радостной, успешной, — я чувствовал покровительство Божией Матери. Господь благословил нас 5 детьми, 11 внуками, вокруг всегда были милые, сердечные люди, и наше православие было благожелательным и приветливым.

Выполнить духовное завещание своего приемного отца — вернуть икону Тихвинской Богородицы в восстановленную Тихвинскую обитель — о. Сергий считает для себя наиважнейшим делом. А в его семье навсегда останется список чудо-творной иконы Тихвинской Божией Матери…

За помощь в организации интервью автор благодарит Синод Латвийской православной церкви и предпринимателя Карлиса Зариньша.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика