Ход «ознакомительной поездки» в Россию делегации РПЦЗ во главе с Ее Первоиерархом митрополитом Лавром подтверждает вывод Главного редактора Русской линии А.Д.Степанова о том, что прорыва в сближении двух частей расколотой Русской Церкви не произошло. Еще в своем великопостном послании Митрополит Лавр написал: «Эта поездка ни в коем случае не является „началом объединения“, как иногда выражаются журналисты. Не идет речь и о молитвенном общении, которое должно стать завершением всего процесса уврачевания. Это лишь смиренная попытка изыскать путь к осмыслению наших общих основ и взаимопониманию». Такая позиция и настроения РПЦЗ отчетливо выражены и в официальном заявлении для прессы, и во всех последних интервью Вл. Лавра. Все говорит о том, что делегация РПЦЗ не собирается выходить за эти очерченные пределы. Митрополиту Лавру вторит митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Другое дело, что диалог этот, конечно, потребует и времени, и терпения. За 80 лет много всего накопилось…». Быть может, это к лучшему. Не секрет, что среди воспитанных в духе противостояния с «Московской Патриархией» клира и паствы РПЦЗ существует значительная оппозиция курсу на сближение двух частей Русской Церкви. Очень трудно избавиться от вбитых в сознание стереотипов, от затверженного в течение десятилетий представления о «патриархийных» архиереях как о сонме отступников и «агентов КГБ» с накладными бородами и погонами под рясой. Поэтому главный расчет враги Церкви из т.н. «альтернативных» группировок делают на эту оппозицию — спровоцировать раскол в РПЦЗ, обвинив Ее иерархов в отступничестве и капитулянтстве, с торжеством живописав какие-то особо изощренные унижения, которым подверглись иерархи-«капитулянты», «сдавшие» свою Церковь ненавистной «МП». Отсутствие признаков немедленного объединения / слияния / унии / поглощения вызывает злобное отчаяние СМИ, близких к «альтернативщикам». Стоит обратить внимание на истерический тон последних статей П.Н.Будзиловича — главного пропагандиста «изгнанцев» из РПЦИ. Боюсь, как бы старика не хватил удар. Впрочем, таков же точно тон и «Портала Кредо.Ру», там уж и не знают, что бы еще сделать. Они, конечно, воспрянут, но сейчас находятся в глубоком нокдауне. Раскольники из суздальской «РПАЦ», изгнаннической РПЦИ, «катакомбной» РИПЦ бьют изо всех пушек, действуют совместно, почти не скрываясь. Цель у них общая: воспользоваться тем, что единства по вопросу объединения с Русской Православной Церковью в Отечестве нет ни среди паствы, ни среди священства и архиереев РПЦЗ, и отколоть от нее как можно больше людей. Крайне важно для изгнанцев, например, выбить хоть кого-нибудь из Синода РПЦЗ, да вот епископы — противники «объединения» ни на какой раскол не идут. Внутри самой РПЦЗ рупором противников объединения стала выходящая в Аргентине монархическая газета «Наша страна», из номера в номер печатающая их статьи и заявления. В свое время эта газета была органом «народно-монархистов» И.Л.Солоневича, боролась с «Внутренней Линией» в РОВСе и с послевоенным НТС, затем — органом легитимистов — в противовес изданиям Монархического Союза-Ордена (в годы, когда Орден возглавлялся Н.И.Сахновским). Но все это было в давние времена, когда не только жили, но и действовали ген. Смысловский со своим штабом, штабс-капитаны В.В.Орехов («Часовой») и сам Клавдий Александрович Фосс; полковники Ряснянский и Степанов (Снитков)… С тех пор прошло не менее 35 лет. «Наша Страна», которую совсем недавно уже никто не знал, ибо она практически не существовала, воспряла к жизни месяцев семь тому назад — в качестве единственного органа маститых и почтенных противников объединения внутри РПЦЗ. «Тайная теория» состоит в том, чтобы опереться на тех синодальных преосвященных, которые солидарны с противниками объединения. Но редактор Казанцев, похоже, зашел слишком далеко, и те, на кого он намеревался опереться, помаленьку начинают его рассматривать как «Будзиловича номер 2». Кто питает его — неизвестно, и если посмотреть, как выглядит эта газета (размножаемая на принтере), вопрос о материальной стороне дела отпал бы сам собою. Но деятельность ее расширяется, — теперь более в Сети; вскоре будет ясно, кто за всем этим стоит. Выразитель «линии» изгнанцев в Москве писатель В.Г.Черкасов, опусы которого раньше можно было читать как хохмы на последней странице «Литературной газеты» времен развитого социализма, окончательно превратился в злобного шута, и его писания уже вызывают не смех, а тягостную гадливость. Как я и писал в статье про «виртуальную церковь — РПЦИ», он нужен только для шумовых эффектов. Вообще, поскольку российское отделение РПЦИ полностью управляется из-за границы, всю отечественную команду изгнанцев можно отнести к «шумарям». А между тем, именно в Отечестве проживает основное количество рядовых поклонников изгнанства, его «массовка». Состоящей в конкурирующей «альтернативной» группировке «суздалец» Василий-Григорий Лурье, к которому Черкасов испытывает сложное чувство любви-ненависти, стращает: «ясно, что капитуляция состоялась, основные детали уже оговорены, а осталось только оформить документально и обеспечить пиар-прикрытие». Далее в той же статье, на которую ссылается Лурье, излагаются оценки Максима Шевченко того, «как поглощение РПЦЗ повлияет на МП». Лурье возражает, заявляет, что Шевченко «совсем не прав, не повлияет — никак» поскольку «там именно полная капитуляция». От неудовольствия происходящим он совсем упростился — почти до Черкасова. Думается, что позже он остынет, успокоится и изобретет что-нибудь более хитрое. А покамест у него есть единственное «доказательство капитуляции» — собеседование (не переговоры в нейтральном месте, в какой-нибудь «церковной Женеве», а именно прием гостей) проходило под председательством принимающего лица, а именно Патриарха, — и потому Патриарх сидел на своем, председательском месте. Это, конечно, означает полную капитуляцию, которую осталось только оформить документально. Иногда хочется воскликнуть голосом простака из очереди в кабинет к какому-нибудь былинному советскому бюрократу: «И за что только ему, Лурью/Черкасову этому, деньги платят?!» Главред «Портала Кредо.Ру» А.В.Солдатов разразился целой статьей по случаю отслуженной Святейшим Патриархом панихиды по Патриарху Сергию. В ней он обращается к десятилетиям вбивавшемуся пастве Зарубежной Церкви штампу-стереотипу «сергианства». «Сильный ход», поскольку это затверженное слово, склонявшееся на все лады в сотнях томов «антисергианских» сочинений, вызывает рефлекторную реакцию. После столь долгой пропагандистской обработки сознание людей не вмещает одновременно, что а)никакого сергианства как «еретического учения» нет и не было; б) митрополит Сергий в качестве заместителя Местоблюстителя Патриарха далеко превысил свои полномочия и, таким образом, навязывал всей Церкви свои человеческие слабости и несовершенства. Вот и все, что можно сказать о пресловутом «сергианстве». Жаль только, что из Патриарха Сергия сейчас у нас пытаются сделать мудреца и великого стратега, этакого церковного Кутузова. (Мудрецом он не был никогда. Это был типичный «ученый архиерей» — модернист, даже «декадент» начала ХХ века, — недаром его так любили в Религиозно-Философском Обществе, где он председательствовал и валял дурака с Мережковским и подобными. Ему же мы обязаны искажением славянских богослужебных текстов, которые ему поручили «русифицировать»). О стратегии его судить сложно, но мне кажется, — не было у него никакой стратегии, он действовал от случая к случаю, под давлением обстоятельств, не будучи ни минуты свободным после своего тюремного заключения. Сейчас же происходит как бы реакция противодействия разнузданной «антисергианской» кампании: сегодня церковные патриоты начинают поднимать его на щит. Объяснение здесь, по-моему, в том, что у нас «психологический кризис», связанный с «нехваткой героев». Отсюда все соблазны с Грозным Царем Иоанном и Г. Е.Распутиным. Теперь к ним добавят В.И.Чапаева и Патриарха Сергия (Страгородского). А один из интернет-пропагандистов «отечественных зарубежников», издевательски прозванных «беглосергианами», уже выставляет отслуженную Патриархом Алексием II панихиду по скончавшемуся 60 лет назад Патриарху Сергию как нарочитую демонстрацию верности «сергианскому» курсу. Так и хочется снова «успокоить» тех, кто «перешел в РПЦЗ» в России. «Объединения», как его теперь обычно понимают, не видно. Но когда и если дойдет до дела, для вас обязательно будет найдено какое-нибудь условно-каноническое решение, чтобы «не сделать никому больно», как выразился вл. Кирилл. Скажем, приходы преобразуют в подворья зарубежных монастырей или что-то еще придумают. Итак, налицо парадокс: Главными противниками объединения оказываются те, кто сознательно подгоняют процесс (те, кто действуют из самых добрых побуждений и по простоте душевной — к ним это не относится), а также те, кто кричит — все, уже, мол, объединились, ура! (или — караул!). Андрей Рюмин, Русская линия