Русская линия
Газета.GZT.Ru Мария Свешникова14.05.2004 

Привычка к взаимным укорам
Сегодня в Россию прибывает глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр

Сегодня с официальным визитом в Россию впервые прибывает глава Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Лавр (читайте интервью с ним в N 178 от 26 сентября 2003 года). Приглашение от главы Русской Православной Церкви (РПЦ) Патриарха Алексия II в октябре 2003 года Лавру передал президент РФ Владимир Путин. С того момента Церкви обменялись делегациями, и, таким образом, процесс примирения между ними сдвинулся с мертвой точки. Епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, представляющий РПЦЗ в России, специально для ГАЗЕТЫ рассказал Марии Свешниковой о том, что на практике будет означать объединение Церквей и каковы его основные этапы.

— Ваше преосвященство, заметны ли вам какие-то реальные изменения в отношениях между двумя частями Русской Церкви?
— Они изменились в сторону нормализации. Однако внутри как Зарубежной Церкви, так и Московской Патриархии пока нет единого мнения. Позиции по тем или иным вопросам иногда высказываются полярные.

— Чего, по-вашему, стоит ожидать от визита владыки Лавра в Москву?
— Встреча первоиерарха Зарубежной Церкви с Патриархом Московским носит характер визита вежливости. Предпосылок для объединения Церквей немало, но сам этот вопрос будет решаться только на соборном уровне.

— Будут ли Патриарх и митрополит Лавр совместно служить?
— Сегодня евхаристическое общение невозможно, так как его расторжение произошло на высшем церковном уровне. В Православной Церкви этим уровнем является Церковный Собор. Следовательно, вопрос о восстановлении евхаристического общения может быть разрешен только на нем.

— Почему, несмотря на желание большого числа клириков и прихожан обеих Церквей, процесс объединения идет довольно медленно?
— Я не считаю, что процесс объединения идет медленно, но боюсь необдуманных и преждевременных действий. Стороны должны прийти к исчерпывающему разрешению противоречий. Иначе останется почва для бесконечных пересмотров и расколов. Тормозом в положительном движении остается привычка разрешать проблемы на уровне публицистики и взаимоукоров.

— Большинство епархий РПЦЗ находится за пределами России. Ваша же, по сути, — на территории епархии РПЦ. Какая судьба ожидает вашу епархию и вас лично при возможном воссоединении?
— Главный вопрос в том, на каком условии будет это воссоединение. Будут ли положительно разрешены вопросы экуменизма и сервилизма (угодничества перед властями. — ГАЗЕТА). Если вдруг случится беспринципное соединение, то придется нашей епархии остаться в полном одиночестве и вновь пройти все трудности легализации в новом положении. Если же произойдет, как мы надеемся, совместное исповедание веры с четкой православной оценкой основных болевых точек церковной жизни и новой церковной истории, то, я думаю, не так уж важна на фоне эпохального преодоления церковной трагедии советского периода судьба маленькой епархии.

Второй русский раскол

Раскол русского православия произошел после революции, а усугубился после подписания митрополитом Сергием декларации 1927 года, в которой епископат РПЦ вынужден был признать советскую власть. С 90-х годов Патриарх Алексий многократно посылал православным братьям письма примирения, однако ответа на них не было. После смещения главы РПЦЗ митрополита Виталия и избрания на его место митрополита Лавра президент России Владимир Путин в октябре 2003 года лично встретился с епископами РПЦЗ и передал митрополиту Лавру патриаршее приглашение. Резиденция РПЦЗ находится в Джорданвилле, под Нью-Йорком. По всему миру у РПЦЗ насчитывается около 250 приходов, 30 из которых расположены в России. РПЦЗ активно противится общению с католиками, протестантами и инославными и осуждает эту практику у РПЦ. Из-за этого в общении с РПЦЗ не состоит ни одна из 15 поместных Церквей.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика