Утро.Ru | Александр Трифонов | 12.05.2004 |
Несколько лет назад в республике неожиданно началась дискуссия в общественных и молодежных объединениях: какой из мировых религий быть в Марий Эл? Инициаторами пересмотра религиозной ситуации на марийской земле, а также в регионах компактного расселения марийцев, выступили силы, ратующие за обращение марийской молодежи в мусульманскую веру. Стихийный процесс исламизации марийцев долгое время проходил в латентной форме и только сейчас о нем заговорили открыто.
История вопроса
Как Русская православная церковь, так и мусульманские проповедники давно желали обратить непокорный народ в свою веру. Однако традиционная религия оказалась сильнее всех нововведений. Часть религиозных воззрений христианства и ислама были просто адаптированы к марийским реалиям. Так, крестьянский заступник — святой Николай, чрезвычайно популярный среди простого люда по всей России вошел в марийский пантеон как Николо Юмо (Никола Бог). А один из мусульманских проповедников, Иш-Мухаммед, целых 36 лет руководивший в 16 веке исламской школой в марийском селе, и вовсе стал после смерти языческим героем.
Непомерное давление двух религий вызвало в марийской среде стихийный протест, который в XIX в. оформился в виде единственного в Российской Империи, а потом и в Советском Союзе, тайного ордена традиционной религии «Кугу Сорта». Верховные жрецы марийцев — карты, весьма хлестко сформулировали принцип культурного сопротивления: «Если в своих богов верить не будем — все подохнем как собаки!» Следует все-таки отметить, что традиционалисты всегда оставались людьми мирными: боги предписывали жить в гармонии с природой и всем окружающим миром. Основной формой протеста служили тайные моления на капищах и в почитаемых рощах.
Осознанный выбор
Сегодня борьба за сохранение традиций поутихла, зато выяснилось, что марийские молодежные лидеры смотрят в сторону ислама. Евгений Чашкин, лидер общественного движения «Нова нация», поведал, что марийцам просто необходимо принять ислам. Мусульманский мир возрождается, а остальные вымирают. Исламисты всегда подставят плечо своим единоверцам, потому что это сильная религия.
Пока мусульманской веры в Марий Эл больше придерживаются татары, но появляются и чистокровные мари, искренне помогающие исламскому возрождению. Некоторое время назад Вестник Регионального духовного управления мусульман Марий Эл сообщил, что община Соборной Мечети Йошкар-Олы (столицы Марий Эл) систематически получает материальную помощь от марийцев, попросивших не называть их имен.
Подрастающее поколение также не осталось в стороне от конфессиональных процессов в республике. И в городе, и в сельской местности появились молодые люди, целью жизни которых стало изучение ислама. Они меняют имена на арабский лад, читают труды некоего Али-Вячеслава Полосина и слушают радиостанцию «Голос Ислама».
Подобное развитие религиозной ситуации прогнозировалось в соседней национальной республике — Мордовии. Мордовский ислам, правда, так и остался исключительно татарским, а вот у марийского собрата лицо неожиданно получилось многонациональным. Необычность ситуации заключается в том, что марийцы сами приходят к заветам пророка Мухаммеда. Никаких ваххабитов на марийской земле не замечено, миссионерской деятельностью активно занимается только РПЦ, протестанты и пара сект до кучи.
«Ислам лучше»
Студенты Йошкар-Олинского педагогического университета приезжают учиться изо всех уголков республики. Молодежь самой разной религиозной принадлежности решает, за кем пойти, какую веру выбрать.
«Если будет выбор — православие или ислам, я выберу ислам», — делится студент-третьекурсник, мариец по национальности. На вопрос — почему, отвечает, что ислам лучше. Правда чем именно, четко сформулировать не может. Другой сторонник исламизации более конкретен: «Никто не обращает внимания на проблемы марийцев, коренного народа. Вот примем ислам, они все сразу тут получат много проблем». То ли обида, то ли план действий…
Буквально на днях в России стало на одну религию больше. Юридическую регистрация прошла первая религиозная организация традиционной религии народа мари. Мусульманских и христианских организаций в Марий Эл десятки, несмотря на то, что предки марийцев живут здесь полторы тысячи лет, а у ислама и христианства история тут гораздо короче. Да, и статистика вещь неумолимая — большинство марийцев остаются приверженцами традиционной веры, многие только номинально крещены в православии.
Непонятно, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Ясно одно, раскачивание лодки межконфессиональных отношений ни к чему хорошему не приводит. А марийцев насчитывается более семисот тысяч человек. Может, стоит все-таки обратить внимание на традиционную марийскую веру, от греха, так сказать, подальше?
11 мая 2004 г.