НГ-Религии | Джованни Бенси | 12.05.2004 |
Религиозная сторона объединительного процесса в Европе как раз и интересует Ватикан. Важно отметить, что католицизм Центральной Европы, Польши, Чехии, Венгрии, Словакии и др. во многих отношениях не тождествен католицизму Запада. С одной стороны, его можно назвать «народным», «наивным» и даже «сермяжно-кондовым». С другой — он более зрелый, сознательный, потому что прошел через испытание атеизмом и гонением на Церковь. Он накопил опыт борьбы за самосохранение, которого нет у западного католицизма. Это ставит проблемы взаимопонимания между различными католическими странами — членами ЕС. И решить их будет не так-то просто.
Сможет ли Европа осознать свои христианские корни при такой религиозной неоднородности? Этим вопросом все более настойчиво задаются церковные иерархи и члены Римской курии. 1 мая, в день вступления в ЕС новых государств, Папа Римский Иоанн Павел II в кратком послании напомнил, что «единство европейских народов, если ему суждено быть долговечным, не может быть только экономическим и политическим… Душа Европы остается и по сей день единой, потому что она питается общими человеческими и христианскими ценностями». Понтифик напомнил, что образование европейских наций было напрямую связано с процессом евангелизации.
«Европейская идентичность была бы непонятной без христианства» — таково заключение, к которому приходит Папа. «Только Европа, которая не скрывает, а, наоборот, снова открывает свои христианские корни, сможет быть на высоте великих вызовов третьего тысячелетия: мир, диалог между культурами и религиями, защита божественного творения». В заключение послания Иоанн Павел II вверяет «настоящее и будущее континента» в руки Пресвятой Девы Марии.
Этот папский текст более осторожен и сдержан по тону, чем предыдущие документы на тему объединения Европы. В нем, например, нет упоминаний о Европейской Конституции, проект которой был разработан Конвентом под председательством бывшего французского президента Валери Жискара д"Эстена. Вопреки настоятельным призывам самого Папы, а также итальянского, польского, ирландского и испанского правительств, в текст проекта Конституции, которая должна быть принята в ближайшее время, не было включено упоминание о христианстве как основе европейского строительства. Под руководством бывшего французского президента восторжествовал принцип «светскости» государства. Христианство, говорят сторонники «светскости», — лишь один из очень важных элементов европейской цивилизации, но не ее основа. Не менее важную роль в европейской культуре сыграл иудаизм (например, философия Баруха Спинозы). Европа немыслима не только без христианства, но и без классического греко-римского наследия. Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон и Цезарь сформировали европейское сознание не менее, чем апостол Павел, четверо евангелистов, Тертуллиан, Августин и Фома Аквинский. К тому же, утверждают самые радикальные критики, именно некоторые из ценностей, которыми сегодня Европа более всего гордится, такие, как свобода совести, свобода слова да и сама демократия, утвердились в противостоянии с христианской Церковью.
В связи с этим в проекте Европейской Конституции отсутствует положение о том, что «Европа есть Европа, поскольку она христианская». Именно это вызвало недовольство Ватикана, как и многих поборников христианского мировоззрения. Но они не намерены сдаваться, наоборот, они все более активно требуют, чтобы роль христианства в развитии Европы наконец была признана.
В конце апреля в Сантьяго де Компостела в Испании, где, по преданию, находится гробница святого Иакова, брата Господня, состоялось заседание Комиссии представителей епархий Римско-Католической Церкви из стран Европейского союза под председательством немецкого епископа Йозефа Хомайера. В одном из четырех документов, принятых на заседании, вновь подчеркивается «необходимость прямого упоминания христианства в преамбуле будущей Конституции ЕС». 25 апреля, за несколько дней до вступления в Евросоюз новых стран-членов, епископская конференция Словении обнародовала заявление, в котором, в частности, говорится: «Невозможно представить себе Европу без христианства. Европа без христианства перестала бы быть Европой. Принято говорить, что Европа нуждается в душе: европейская душа — само христианство». В документе подчеркивается, что «вместе с нами в Европейский союз войдут некоторые другие славянские народы. Таким образом, Европа начнет дышать обоими легкими, „восточным и западным“, согласно предсказанию Папы Иоанна Павла II».
Для поддержания идеи «христианизации» Европейского союза 6 и 7 мая в Штутгарте (Германия) состоялась встреча около 2 тыс. представителей 160 христианских движений и организаций всех конфессий (католики, православные, англикане, баптисты, лютеране и др.). Все они участвовали в экуменической молитве совместно с 53 епископами из шести разных Церквей. На следующий день в город съехались более 10 тыс. человек, участвовавших в международной манифестации под лозунгом «Вместе за Европу». Епископ Альдо Джордано, генеральный секретарь Совета католических епископских конференций ЕС, подчеркнул: «Эти события доказывают, что существует европейский народ, братское сообщество, основанное на Евангелии. Сегодня Европа призвана снова открыть христианство». Только христианство, по его мнению, может дать убедительный ответ на вызовы современности.
Несмотря на то что Россия, вопреки обещаниям итальянского премьера Сильвио Берлускони, пока не имеет шансов быть принятой в ЕС, Русская Православная Церковь выступила с призывом включить в преамбулу Европейской Конституции упоминание о христианстве как основе цивилизации нашего континента. Конечно, Европе не стоит забывать о своих христианских корнях, но надо быть реалистами. Сегодня дух секуляризма (обмирщения) настолько силен, что идея создания единой христианской Европы скорее всего лишь утопия. К тому же в двери Евросоюза все более настойчиво стучится мусульманская Турция.