Русская линия
НГ-Религии Михаил Шкаровский12.05.2004 

Богостроительство Третьего рейха
Крушение империи похоронило под своими обломками нацистский мистицизм и германское язычество

Об авторе: Михаил Витальевич Шкаровский — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.

С самого момента своего возникновения национал-социализм не был чисто политическим движением. Значительная часть его создателей и руководителей воспринимали нацизм как новое мировоззрение и в конечном итоге основу для новой веры, которая придет на смену всем религиям мира. Уже в 1920 г., в год основания Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСРПГ), в ее программе было заявлено, что она «представляет точку зрения позитивного христианства». Так впервые прозвучало одно из возможных названий нового религиозного учения, создаваемого нацистами и ставшего составной частью их идеологии.

Религия Иисуса должна быть исправлена
В этом плане среди работ нацистских лидеров, написанных до их прихода к власти, выделяется вышедшая в 1929 г. книга «Миф XX века» Альфреда Розенберга, идеолога НСРПГ и главного редактора центрального печатного органа партии — газеты «Фелкишер беобахтер». Розенберг стремился создать не просто еще одну теорию общественного развития, а совершенно новую религию. В ее основе лежали учения об избранности определенной расы и крови, что подразумевало откровенный разрыв с нравственными принципами христианства, говорившими о равенстве всех народов и рас. Согласно Розенбергу, «религия Иисуса» должна быть исправлена и освобождена от проповеди смирения и любви к ближнему.

К счастью, создать построенную на принципах нацистской идеологии религию в Третьем рейхе не успели. Большое влияние в Германии имели две традиционные христианские Церкви — Лютеранская и Католическая, и руководству НСРПГ на протяжении своего правления приходилось так или иначе считаться с ними. Кроме того, в нацистском движении были разные взгляды на взаимоотношения с христианскими конфессиями, некоторые его деятели считали вполне возможным, полностью подчинив их, использовать в своих целях. После прихода нацистов к власти они принципиально отвергли все существовавшие церковно-государственные договоры. Но начинать с открытых гонений на религиозные организации еще не утвердившаяся в стране власть не могла. Ставший канцлером Адольф Гитлер включил Лютеранскую и Католическую Церкви в орбиту официальной политики унификации, согласно которой все сферы общественной жизни Германии подлежали подчинению новой идеологии.

Первые преобразования в этом направлении должны были произойти у лютеран. Еще в 1932 г. внутри Лютеранской Церкви было образовано пронацистское движение «немецких христиан». 14 июля 1933 г. рейхстаг одобрил указ о новой Имперской Церкви, после чего разгорелась борьба по выборам первого имперского епископа. Нацисты выдвинули кандидатуру Людвига Мюллера, представлявшего «немецких христиан». Победив на выборах 27 июля, движение провозгласило себя «Евангелической Церковью германской нации», призванной явить миру «германского Христа деиудаизированной Церкви».

Но часть лютеранских пасторов выступили с протестами против внедрения псевдохристианской нордической мифологии и «арийского параграфа» в расовом законодательстве Генерального Синода, названного многими «коричневым». Эти протесты стали частью программы Чрезвычайного Синода в городе Бармене (в настоящее время — Вупперталь), где собрались пасторы, которые положили начало евангелическому движению сопротивления. После Синода в Бармене (31 мая 1934 г.) это движение получило название «Исповедующая Церковь» (Bekennende Kirche). Оно отказалось признать власть имперского епископа Мюллера и дало понять, что христианские догматы несовместимы с мировоззрением и политикой нацизма. Около 7 из 17 тыс. пасторов Германии присоединились к «Исповедующей Церкви» и оказались объектом преследований. В дальнейшем репрессиям подверглись основные руководители движения — Мартин Нимеллер, Карл Барт и известный протестантский теолог Дитрих Бонхеффер, арестованный 5 апреля 1943 г. и повешенный 9 апреля 1945 г. Несмотря на гонения, «Исповедующая Церковь» все-таки смогла просуществовать до крушения рейха.

Еще более враждебным было отношение руководителей НСРПГ к католицизму с его строгой догматикой и прямому подчинению центру мирового католицизма в Риме. Хотя Гитлер родился в католической семье, именно эта конфессия являлась для него наиболее одиозной. Тем не менее, став канцлером, он неоднократно заявлял, что новое правительство ставит своей целью создание благоприятных условий для религиозной жизни, и в июле 1933 г. предложил заключить соглашение (конкордат) с Ватиканом. Подписание конкордата состоялось 20 июля, однако Гитлер собирался выполнять его лишь в той мере, в которой ему это было выгодно.

«Или ты христианин, или язычник»
В первые месяцы правления Гитлер избегал открыто вступать в конфликт с Церковью, хотя и тогда в кругу ближайших сподвижников не скрывал своих планов в этой сфере. Согласно свидетельству главы Данцигского сената Германа Раушнинга, осенью 1933 г. фюрер заявил: «Итальянские фашисты во имя Господа предпочитают мириться с Церковью. Я поступлю так же… Но это не удержит меня от того, чтобы искоренить христианство в Германии, истребить его полностью вплоть до мельчайших корешков… для нашего народа имеет решающее значение, будет ли он следовать жидовскому христианству с его мягкотелой сострадательной моралью — или героической вере в бога… собственного народа, бога собственной судьбы, собственной крови… Или ты христианин, или язычник. Совмещать одно с другим невозможно». Таким образом, затеи с Лютеранской Имперской Церковью или независимыми от Рима католиками были для Гитлера лишь временным средством разрушения традиционных конфессий изнутри.

Первый серьезный удар по настроению значительной части церковных кругов в пользу сотрудничества с правительством Гитлера был нанесен 24 января 1934 г., когда последний поручил Розенбергу контроль за всем духовным мировоззрением и воспитанием членов НСРПГ и подведомственных организаций. Автор «Мифа XX века» был известен в то время как лидер враждебных христианству сил внутри нацистской партии, и его назначение стало очень тревожным сигналом. Появление «Исповедующей Церкви» и критика нацизма со стороны некоторых представителей католического духовенства способствовали давно задуманному переходу к антицерковным акциям. Уже в 1934 г. были ликвидированы многие религиозные общественные организации, конфисковывалась церковная собственность, активных христиан увольняли с государственной службы, некоторые пасторы оказались изгнаны со своих приходов. С марта 1935 г. по стране прокатилась судебные процессы, имевшие целью дискредитировать Католическую Церковь.

Церковно-политические неудачи «немецких христиан» дали стимул определенным силам в НСРПГ дистанцироваться от Церкви и образовать собственные нехристианские формы веры и жизни. Был начат эксперимент по дехристианизации крестьянства с помощью внедрения языческих обычаев — празднования зимнего и летнего солнцестояния и т. п. Вскоре последовало принуждение к выходу из церковных общин. Свастика, связанная с культом солнца и огня, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения, достойного лишь «недочеловеков».

Наследие предков
Один из главных инициаторов первой фазы антицерковной кампании был Розенберг, выступивший в 1935 г. с антикатолическим письмом «О темных людях нашего времени», а в 1937 г. он атаковал уже лютеранских пасторов в другом своем произведении «Протестантские паломники в Рим». Оба письма разъясняли несовместимость христианской традиции с новым мировоззрением. Розенберга поддерживали и руководители некоторых государственных структур, в частности министр внутренних дел Вильгельм Фрик, вождь «Гитлерюгенда» Бальдур фон Ширах и руководитель Германского рабочего фронта Роберт Лей.

Но эта группа не обладала большим влиянием. В середине 1935 г. под воздействием ряда внутриполитических и международных факторов Гитлер пришел к идее временно нормализовать резко обострившиеся отношения с Церковью и 16 июля подписал указ о создании Рейхсминистерства церковных дел. Его главой в тот же день назначили прусского министра юстиции Ханса Керла. Он принадлежал к «тесному кругу фюрера» — группе партийных и государственных функционеров, но в то же время был глубоко верующим, близким Церкви человеком. Именно такая личность представлялась способной разрядить напряженность в церковно-государственных отношениях. Аппарат своего министерства Керл подобрал в значительной части из чиновников, занимавшихся религиозными организациями еще во времена Веймарской республики и не разделявших антихристианских идей нацистских идеологов.

Он входил в число немногочисленных идеалистов, которым синтез национал-социализма с христианством казался не только желательным, но и возможным. В публичном разъяснении своей деятельности 8 августа 1935 г. министр отмежевался от розенберговского направления и религиозной политики «Коричневого дома» (штаб-квартиры НСРПГ в Мюнхене), направленной на радикальное разделение Церкви и государства.

Формально Керл имел большие полномочия, но его политического влияния для их реализации не хватало. Действия Керла способствовали консолидации его противников и более явному выявлению их позиции. В 1935—1936 гг. открыто начали свою антицерковную деятельность руководитель Партийной канцелярии Рудольф Гесс и его заместитель Мартин Борман. Власть последнего в аппарате НСРПГ быстро росла, и именно он стал в дальнейшем крупнейшим врагом Церкви. В это время и СС под руководством рейхсфюрера Генриха Гиммлера также показала свою антихристианскую направленность. К середине 1930-х гг. СС сложилась в структуру, напоминавшую рыцарские ордена Средневековья, но с антихристианской сущностью. Праздники здесь отмечались по руническому зодиакальному кругу, главным считался день летнего солнцестояния, существовали ритуалы поклонения огню и т. п.

В 1935 г. Гиммлер придал статус государственного учреждения созданной в 1933 г. организации «Аненербе» («Наследие предков»). Полное ее название гласило: «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков», и теперь этому учреждению было поручено изучать все, что касалось духа, деяний, традиций, отличительных черт и наследия «индогерманской нордической расы». В 1937 г. Гиммлер интегрировал общество в СС, подчинив его в качестве отдела управлению концлагерей. С 1 января 1939 г. «Аненербе» получило новый статус и располагало почти 50 подразделениями. С 1938 г. все археологические раскопки в рейхе стали проводиться с его ведома. Например, «Аненербе» организовало несколько экспедиций в Тибет, на Ближний Восток и на юг Украины с целью подтверждения превосходства арийской расы.

Наиболее известна организованная в 1937 г. службами СС экспедиция Шефера, в числе прочего изучавшая буддийские святилища Тибета. Сохранился снятый ее участниками документальный фильм, который в мае 1942 г. просматривался в ставке Гитлера. Кроме чисто научных исследований, «Аненербе» занималось также изучением оккультных тайных обществ и возрождением древних мистических культов. Среди сфер его деятельности была разработка психотропного оружия, призванного подавить «кристаллы воли». На заключительной стадии дело дошло до чудовищных медицинских экспериментов на живых людях в концлагерях.

Большой поход против Католической Церкви
Антихристианские акции, стихнувшие на некоторое время после создания Министерства церковных дел, в дальнейшем продолжились с новой силой. Церкви подвергались все большему давлению и ограничению. Уже в конце 1936 г. в Министерство церковных дел были внесены планы денонсации конкордата с Ватиканом. В этой ситуации 14 марта 1937 г. Папа Пий XI опубликовал обращенную к немцам-католикам энциклику «С горячей тревогой».

В условиях глубокой конспирации она была доставлена в Германию и 21 марта в Вербное воскресенье зачитана с кафедр всех католических храмов страны. В ней говорилось о нехристианской сущности национал-социализма и несоответствии основам веры возникших среди немецких христиан пронацистских движений, но проводились различия между антицерковными акциями НСРПГ и имперским правительством. Папа хотел сохранения конкордата.

Для Гитлера опубликование энциклики стало полной неожиданностью. Гестапо конфисковало все захваченные экземпляры, но помешать распространению не смогло. В ответ последовало усиление репрессий. Записи в дневнике Геббельса свидетельствуют, что фюрер в мае 1937 г. говорил о «большом походе» против Католической Церкви. В 1937 г. и НСРПГ официально объявила о массовом выходе своих членов и сторонников из Церкви. Если раньше священнослужителей лишь в исключительных случаях отправляли в концлагерь, то теперь в лагере Дахау под Мюнхеном находились уже 304 священника.

Казалось, еще немного — и Гитлер решится на разрыв отношений и прямую конфронтацию с Ватиканом. Но этого не произошло. Начавшаяся территориальная экспансия и подготовка к войне переключили основное внимание фюрера к другим проблемам и заставили несколько дистанцироваться от антицерковных акций. В данной ситуации усилилась борьба между Керлом и его сотрудниками, с одной стороны, и радикальным крылом НСРПГ во главе с Борманом и Розенбергом — с другой. В отличие от Керла, отстаивавшего модель лояльной централизованной государственной Церкви, Борман выступал за полное отделение государства от Церкви, чтобы, лишив последнюю всех привилегий, в удобный момент ликвидировать.

С присоединением в марте 1938 г. Австрии у Бормана впервые появилась практическая возможность реализации своих идей, и он разработал новый правовой статус Церкви на свободной от конкордата территории «Остмарка». При этом ему после долгой борьбы удалось ограничить компетенцию Керла лишь «старым рейхом». Изданный 28 апреля 1939 г. «Закон о регистрации церковных взносов» значительно ограничил права религиозных организаций. Позиции Керла все больше слабели. 14 декабря 1941 г. министр умер, или, по другой версии, был тайно убит гестапо в Париже, и его должность оставалась вакантной вплоть до крушения рейха.

В 1939 г. в антицерковные акции активно включилось только что образованное Главное управление имперской безопасности, глава которого Рейнхард Гейдрих относился к числу наиболее активных и убежденных врагов христианства. Вошедшее в состав этой службы гестапо (тайная полиция) имело в своем составе специальный «церковный реферат», непосредственной функцией которого был надзор за деятельностью религиозных организаций. Усилия различных служб безопасности имели два основных направления: разрушение сложившихся традиционных устойчивых церковных структур и тотальный контроль над всеми проявлениями религиозной жизни. 30 января 1939 г. Гитлер на заседании рейхстага заявил, что не может быть жалости к преследуемым служителям Церкви, так как они отражают интересы врагов Германии. Конкордат с Ватиканом по-прежнему рассматривался лишь как отсрочка решающего удара.

Область Вартегау как испытательный полигон
На первом этапе неоязыческое германское движение еще должно было оставаться «по тактическим соображениям без государственного признания в качестве религиозного сообщества». Через 10−15 лет ситуацию планировалось изменить: «Государство признает германско-нордическое религиозное движение. Оно базируется на исторически обоснованной свободной от христианства религии и развивает соответствующие государственной религии религиозные формы в частной жизни». На этом промежуточном этапе ставилась следующая цель: «Воспитанная в национал-социалистическом духе молодежь сменит тесно связанное с Церковью старшее поколение, которое отомрет». И, наконец, «приблизительно через 25 лет» государственная религия должна была вступить в силу.

А для Партийной канцелярии каких-либо ограничений в этом отношении по сути вообще не существовало. Борман давно выражал претензии на то, чтобы руководить всей церковной политикой рейха и не скрывал своих взглядов. В 1940 г. он посчитал, что настало время перейти к практическим экспериментам по обработке модели будущей антицерковной политики на всей территории рейха и захваченных землях. В качестве испытательного полигона была избрана присоединенная к Германии после разгрома Польши область Вартегау с центром в Познани. Предложения, высказанные Борманом, нашли полное отражение в так называемых «13 пунктах», переданных 10 июля 1940 г. властями представителю Познанской лютеранской консистории. В дальнейшем эти пункты были окончательно сформулированы в указе наместника Вартегау от 13 сентября 1941 г.

Церковь полностью упразднялась. Разрешалось существование лишь отдельных самоуправляемых религиозных обществ, которым запрещалось вступать в какие-либо отношения с церковными структурами в прежней Германии. Членами общин могли быть только совершеннолетние, запрещались и уроки религии в школах. В храмах могли служить только священники из Вартегау, которые при этом должны были иметь еще другую профессию, а оплата их богослужебной деятельности могла проводиться только из добровольных взносов членов общин. Наконец, немцам и полякам запрещалось состоять вместе в одной общине.

29 мая 1941 г. Борман был назначен вместо улетевшего в Англию Гесса руководителем Партийной канцелярии. В этом качестве он отвечал как за разработку, так и за окончательное редактирование и публикацию всех имперских законов и указов. Уже через 10 дней после своего назначения Борман разослал всем гаулейтерам империи письмо «Отношения национал-социализма и христианства», в котором говорилось, что «Национал-социалистическое и христианское мировоззрения несовместимы». Лишь в случае полного устранения влияния Церкви «народ и рейх могут быть уверены в прочности своего будущего». Письмо Бормана приобрело скандальную известность, и Гитлер был вынужден отозвать его.

Промежуточная стадия затянулась
В то же время трудности военной кампании в России заставляли нацистское руководство проявлять определенную осторожность. Поражение в конце 1941 г. под Москвой сделало ясным, что время «окончательного решения» церковного вопроса в рейхе еще не наступило. Но Гитлеру не терпелось поскорее искоренить влияние христианских конфессий. Представления о его истинных чувствах и намерениях в июле 1941 — июле1942 г. дают стенографические записи застольных разговоров фюрера в ставке верховного главнокомандования. Согласно этим записям, 13 декабря 1941 г. Гитлер заявил: «Война идет к концу. Последняя великая задача нашей эпохи заключается в том, чтобы решить проблему Церкви… В юности я признавал лишь одно средство — динамит. Лишь позднее я понял: в этом деле нельзя ломать через колено. Нужно подождать, пока Церковь сгниет до конца, подобно зараженному гангреной органу». Подобных утверждений фюрера в записях его бесед очень много, к своим послевоенным антицерковным планам он возвращался в разговоре довольно часто.

Иногда в литературе высказываются сомнения в подлинности опубликованных записей 1941−1942 гг. Однако для этого нет никаких оснований. В немецких архивах сохранились более поздние заметки, сделанные лично Борманом и заверенные его подписью, в которых приводились совершенно идентичные резко антихристианские высказывания Гитлера. Так, 26 января 1943 г. фюрер в своей ставке говорил: «Римское государство было уничтожено христианством; так называемая религия Павла революционизировала рабов и римское недочеловечество… Вся величина противоположности между язычеством и христианством проявляется в гигиене, которую оба имели: мы даже сегодня удивляемся римским водопроводам и баням! Христианство, напротив, подавляло всякую природно необходимую гигиену… Как выглядел бы мир, если бы христианство не пришло и научные исследования не остановились бы на 1500 лет!»

Таким образом, несмотря на всю яростную враждебность к христианству нацистских руководителей, «промежуточная стадия» в их антицерковной политике продолжалась до конца войны. В обстановке затянувшихся военных действий и последовавших затем неудач они не решились перейти к следующим этапам своих планов. Сами поражения на фронте воспринимались вождями рейха в мистическом свете. В начале 1943 г. после разгрома под Сталинградом Геббельс писал: «Поймите! Сама идея, само понимание Вселенной терпит поражение. Духовные силы будут побеждены, и близится час страшного суда». Ни целостного религиозного учения, ни единого набора ритуалов нацисты создать не успели. Вероятно, новая религия Гитлера была бы эклектичной смесью германского язычества, различных оккультных учений, каких-то внешних элементов христианства и даже буддизма. Но в мае 1945 г. «тысячелетний рейх» рухнул, похоронив под своими обломками и нацистский мистицизм.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика