Русская линия
Сергей Шабуцкий12.05.2004 

Граждане баптисты
Не только православные могут быть патриотами — убежден председатель Российского Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко

Российский Союз евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) — самое многочисленное из протестантских течений в сегодняшней России, ведущее активную социальную работу. Несмотря на это, многие продолжают считать баптистов «сектантами», оторванными от общественной жизни. О том, чем на самом деле живут российские протестанты, рассказал в интервью «НГР» председатель Российского Союза ЕХБ Юрий Сипко.

Юрий Сипко: 'Как пастор я могу благословить кого-то на участие в выборах, но агитация здесь недопуст


— Юрий Кириллович, когда будет обнародована социальная концепция евангельских христиан-баптистов?

— Она пока только разрабатывается. Сроков выхода в свет сказать не могу. Отдельные ее положения скорее всего будут обсуждаться в октябре на совете Союза евангельских христиан-баптистов.

— А чем она будет отличаться от социальных концепций других конфессий?

— В первую очередь тем, что наш Союз будет в ней определен как особая протестантская деноминация. В содержательной части, я думаю, не будет кардинальных отличий, поскольку общепротестантская социальная концепция, которая была представлена в конце прошлого года, отражает наши точки зрения по всем основным вопросам.

— Перед выборами президента Патриарх Алексий II призвал православных прийти на избирательные участки. А вы обращались к своей пастве с подобными призывами?

— Религиозным организациям запрещено участвовать в политической жизни. Как пастор я могу благословить кого-то на участие в выборах, но агитация здесь недопустима. Служители баптистских Церквей всегда говорят о личной свободе каждого прихожанина. Это свобода распространяется и на выборы. При этом я убежден, что российские баптисты к всенародному голосованию относятся как настоящие граждане и патриоты. Я, например, в числе участников нашей экспедиции «Евангелие — народам России» 14 марта оказался в городке Сусумане, который мало кто знает. Это не помешало нам прийти на местный избирательный участок и проголосовать.

Поэтому представления о том, что баптисты игнорируют политическую жизнь страны, — это пережитки советского времени. Ребенком я с первого класса ходил в библиотеку, наш отец выписывал газеты, мы постоянно слушали радио. Однажды к нам домой пришла комиссия из горисполкома. А вскоре вышла газетная статья, где нас изобразили маргиналами, оторванными от мира. Газета писала, что родители запрещают нам читать, что у нас дома нет ни газет, ни радио. Эти представления сохранились до сих пор, как я вижу.

— Есть ли идея создать политическую партию баптистов или протестантов в целом?

— Такая идея была. Но всех деятелей, ориентировавшихся на религиозные ценности, убрали с политической арены. Впрочем, может быть, это и не плохо, потому что христианам не может быть уютно в этой среде. И мы как баптисты понимаем, что не стоит политическими средствами пытаться завоевать признание. Христианам нужно прежде всего восстановить свой христианский облик и дистанцироваться от политики.

— В 1944 году советская власть объединила баптистов и евангельских христиан. Не усугубились ли различия между ними с приходом демократии?

— Как сказал Христос, «ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». Я думаю, что ни баптисты, ни евангельские христиане не восприняли это объединение как насилие. Ведь их выпустили из сталинских концлагерей и предложили продолжать религиозную жизнь в новом качестве. Все наши различия были обусловлены исключительно территориальными причинами и касались некоторых особенностей богослужения. В 1944 году они были согласованы и в дальнейшем не вызывали споров.

Советская власть лишь подтолкнула нас к объединению, которое было вполне достижимо и организационно, и догматически. Мы живем единой семьей уже 60 лет и внутри нашего братства не существует барьеров.

— Есть ли сегодня последователи «баптистов-инициативников», которые отказывались получать государственную регистрацию? И как вы строите с ними взаимоотношения?

— Да, есть. Они очень многообразны, потому что это движение, появившееся в процессе раскола, продолжает раскалываться до сих пор. Одни зарегистрированы автономно на уровне общин, не входя ни в какие объединения. Другие отошли от своих прежних взглядов. Есть и те, кто продолжает занимать очень жесткую позицию по отношению к власти и зарегистрированной Церкви ЕХБ. К сожалению, у них нет лидеров, с которыми можно было бы вести диалог. Попытки его наладить не дали результатов.

— Как вы оцениваете результаты недавней встречи с представителями православного духовенства в Даниловом монастыре?

— Я очень доволен. Все участники единодушно решили сделать такие встречи регулярными. Мы пришли к выводу, что нам необходимо проводить совместные консультации по вопросам отношений с государством, социального служения, службы в армии и альтернативной гражданской службы.

На всех дискуссиях царила атмосфера той близости, которая присутствует в христианском мире, но о которой мы в суматохе нередко забываем. Обнаружилось даже, что православные при всей их мощи и баптисты при их малочисленности нуждаются друг в друге. У нас один Господь и одна будущность. Безусловно, такие встречи способствуют снижению межрелигиозной напряженности.

— Как вообще складываются ваши отношения с армией? Ведь раньше баптисты отказывались брать в руки оружие. Что изменилось с тех пор?

— Говорить, что раньше было так, а сейчас иначе, не совсем корректно. В баптистском мире не запрещено брать в руки оружие. Пацифизм и баптизм — не синонимы. Одни баптисты брали в руки оружие, другие — не брали. Конфликт возникал не на этой почве, а на почве принятия присяги. Многие усматривали здесь противоречие с библейской заповедью: «Не клянись». А государство, естественно, не могло доверить оружие солдату, который не произнес клятву на верность своей родине.

Когда члены наших Церквей спрашивают, идти ли им служить, я всегда отвечаю, что они вольны выбирать сами. Но мой совет — не надо прятаться от трудностей. Армия помогает сформировать характер. А для христианина, который называет себя воином Христовым, это очень важно. Почему-то в обществе сложилось мнение, что патриотом может быть только православный. Это не так.

— К каким общим выводам удалось прийти по поводу альтернативной службы призывников?

— И та и другая сторона говорят о том, что государство должно дать людям с пацифистскими убеждениями возможность исполнить свой государственный долг. При этом ни православным, ни баптистам пацифизм в чистом виде не присущ. Православие всегда благословляло воинов на защиту отечества.

Баптисты, следуя Писанию, действуют точно так же. Поэтому отношение к альтернативной службе у нас оказалось одинаковым. Все отмечали, что ныне действующий закон об АГС отражает желание не помочь людям определенных убеждений, а как можно больше их унизить. Практически все статьи этого закона носят репрессивный характер.

— В чем выражается социальное служение евангельских христиан-баптистов?

— Направлений существует множество. Конечно, опыт у нас пока накоплен небольшой, поскольку в советское время ничем подобным заниматься было нельзя. Сегодня наша страна переживает социальную трагедию. Старики, обездоленные, дети-сироты, беспризорники, инвалиды, алкоголики и наркоманы — все они лишены какой бы то ни было защиты.

Поэтому во всех этих сферах по мере сил работают представители наших Церквей. К сожалению, климат, сложившийся в нашем обществе, не слишком благоприятен для такого служения. Одному из наших пасторов не дали удочерить девочку из детского дома только потому, что в документах он честно указал свою конфессиональную принадлежность. И это далеко не единичный случай. Очень часто попытки подарить ребенку детство, отправить его в летний лагерь отдыха или воскресную школу встречают такую реакцию чиновников.

В области работы с алкоголиками и наркоманами, которую ведут наши Церкви, достигнуты очень хорошие результаты. И это вопреки убеждениям не только профессиональных наркологов, но даже самих наших подопечных. Через молитву, чтение Писания, через поддержку общины люди возвращаются к нормальной жизни. И таких случаев не счесть.

— То есть ваше служение всегда сопряжено с проповедью?

— Конечно, не всегда. Например, служение детям — это просто помощь. Мы берем детей в летние лагеря, обеспечиваем им полноценный отдых, окружаем атмосферой любви и взаимного уважения. За десять-двенадцать дней общения в таком лагере многие буквально воскресают. Этой любви они не испытывали с самого рождения. Зачем детям наше богословское учение? Искренняя христианская любовь — это самая эффективная проповедь!

— Акция «Евангелие — народам России», которую осуществляет ЕХБ, — это проповедь или социальная помощь обездоленным?

— Наиболее точным мне кажется слово миссия. Экспедиция стартовала 21 декабря 2003 г. и уже четыре месяца находится в пути. Маршрут пролегает по берегу Ледовитого океана, затем — Сахалин, Камчатка, Кавказ, южные регионы России. В июле путешествие должно закончиться на всеобщем баптистском конгрессе в Брянске. Главная цель экспедиции — посещение наших церквей, вовлечение их в социальное служение. Участники посещают исправительно-трудовые учреждения и детские дома, оказывают социальную помощь в регионах. Надо сказать, что у нас поначалу было очень много опасений, но все они развеялись.

— Чем они были вызваны?

— Пугали суровые условия Севера и несовершенство нашей техники. Ведь мы взяли «КамАЗ», давно отработавший свое на лесоповале. Кроме того, на любом этапе экспедицию могли задержать до выяснения обстоятельств и сорвать нам весь график. Ожидали мы и неприятия со стороны местных жителей. Несколько раз мы действительно сталкивались с пикетами. Но это были единичные случаи. И все они закончились мирно.

Несмотря на все эти трудности, мы рискнули отправиться в такое путешествие. И до сегодняшнего дня продолжается работа, меняются экипажи, приходят новые люди, готовые взять отпуск и отказаться от привычных условий. Экспедиция идет по графику. И это великая радость.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика