Славяне, а особенно русские противостоят мировому цинизму и бессмысленности
В Санкт-Петербурге сегодня прошла международная конференция «Глобальные проблемы человечества и славянский мир»
Конференция, которая проходила на философском факультета госуниверситета всего один день, может быть названа масштабным и значительным общественным событием. Поднятые на ней вопросы имели не только научно-философский, но и прикладной характер. Причем обсуждение было отмечено живой полемичностью, так как во взглядах на пути славянства и, прежде всего России столкнулись две противоположные точки зрения. Профессор СПБ университета Г. Ф.Сунягин настаивал на том, что все беды России и прежние и нынешние происходят от ее приверженности Православию, а так же Имперской идее. По его мнению «пора отказаться от мессианской гордыни, сознаться, что мы находимся на стадии дестабилизации и начать эффективную серию разводов» — то есть «в договорном порядке отдавать мировому сообществу лишние земли». И, кроме того, по горячо высказанному убеждению докладчика, России уже давно пора осознать, что ей надо объединяться с Западом, в первую очередь с католицизмом, а иначе мы так и останемся «проигравшей стороной, повторим судьбу Византии из-за своей православной гордыни». А, если мы откажемся от «своей православной гордыни», то сможем наконец войти в цивилизованное сообщество. На счастье профессора Сунягина слушателями его были не горячие на слово, а иногда и на действие, патриоты, а в основном европейски воспитанные профессора из Любляны. Литературно-философское общество «Логос», которое уже много лет существует в Словении прислало на конференцию 6 своих представителей. Можно сказать, что их доклады были ответом на антиправославный, антирусский и антиславянский вызов, прозвучавший в выступлении петербургского профессора. Особо нужно отметить доклад известного словенского философа Горазда Конциянчича, переводчика на словенский язык восточных Святых Отцов. В докладе ученого, который практически живет и работает в той западной цивилизации, которую так превозносил старый преподаватель бывшей кафедры исторического материализма, говорилось о том, что «наступило время дерзновенной славянской критики универсальной претензии западных моделей мышления. Будущее нашего мышления — во властном разрабатывании самостоятельного мира мысли». По слову словенского философа, «Славянство — это Восток, который приемлет и преображает Запад». По сути дела здесь повторяется идея великого Ф.М.Достоевского о том, что в конце времен Запад настолько самоисчерпает себя, что будет искать в России потерянного им жизненного смысла. Хотя, как справедливо отметил в своем докладе Павле Рак, нам надо бояться пустого самохвальства. Преодолевать «русский соблазн, когда поиск смысла превращается в поиск врагов и попахивает шовинизмом или партикулярным патриотизмом». П. Рак — известный сербский писатель и переводчик — отметил также, что хотим мы того или нет, но мы — славяне, особенно русские — противостоим мировому цинизму и бессмысленности. Об этом может свидетельствовать хотя бы русский интернет, который в отличие от всей мировой паутины, менее развлекателен, менее картиночен, в нем явно перевешивает «логосность», то есть информации больше, чем картинок. И особенно активен именно христианский интернет. Однако в целом участники конференции пришли к печальному, но реалистическому выводу: единства славянского мира не существует. Разрозненность славянских народов, их политическая, культурная, религиозная и экономическая гетерогенность вопреки общей истории и многочисленным связям в давнем прошлом утеряна. Но на глубинном уровне, на уровне лингвистической близости, бытовых форм поведения, особенностей восприятия мира и культуры, — единство все-таки существует. Задача общественных деятелей, деятелей культуры и науки поддерживать это единство своими трудами и том числе и такими конференциями, как та, которая прошла 12 мая на философском факультете университета. Людмила Ильюнина, Русская линия