Аргументы и факты | 12.05.2004 |
— РАЛИФ Рафилович, международный терроризм ассоциируется прежде всего с исламскими экстремистскими организациями. Можно ли говорить о начавшемся вооруженном конфликте двух культур, двух цивилизаций — христианской и исламской?
— Неверно ставить знак равенства между исламом и тем, к чему призывают, что творят экстремисты от имени ислама. Это то же самое, что судить о христианстве исключительно по крестовым походам и инквизиции.
В мире примерно 1,3−1,4 млрд. последователей ислама. Около 2 млрд. человек насчитывает христианская конфессия. Мусульмане, постоянно живущие в странах Западной Европы, уже сегодня составляют там свыше 20% населения. Представляете, во что бы обошелся подобный конфликт культур, религий, если бы он действительно разразился? Это был бы акт самоубийства человечества. Убежден, что конфронтация христианской и исламской цивилизаций в принципе невозможна, так как по своей сути они не враждебны друг другу. И христианство, и ислам близки в понимании Бога и человека.
— Но ведь факт, что острие терроризма направлено против государств, в которых большинство населения исповедует христианство или иудаизм.
— Ислам действительно используется экстремистами в качестве идеологии, призванной оправдывать их действия. Но это искажение духа и буквы ислама. В Коране прямо сказано: тот, кто проливает невинную кровь, перестает быть правоверным.
Как в прошлом, так и сейчас корни политического экстремизма вполне земные, материальные. Это бедность, даже нищета значительной части населения стран Востока, Азии, Африки, Латинской Америки. Конфронтация богатого Севера и бедного Юга. В одном лишь Израиле сегодня ученых больше, чем во всех 56 странах — членах Организации Исламская конференция, вместе взятых. Совокупный ВВП этих государств меньше ВВП одной только Франции.
Крах ваххабитов
— В НАШЕЙ стране тоже хватает бедных, есть огромный разрыв в уровнях развития регионов, напряженность между людьми различных национальностей, особенно в местах массовой миграции. Можем ли мы вдобавок к Чечне получить новые очаги конфликтов с исламской окраской?
— Я считаю такой сценарий для нашей страны крайне маловероятным. Судите сами. Конфликт в Чечне длится второе десятилетие. Но попытки превратить его в межнациональную и межконфессиональную войну в масштабе всей страны полностью провалились.
Россия никогда не была ареной религиозного конфликта. Безусловно, это заслуга не только российских мусульман, но и русского народа, Русской православной церкви.
Закончились крахом и попытки внедрения радикальных версий ислама. Ваххабиты не сумели укрепиться на российской земле не только потому, что их деятельность противоречила законам государства. Против этого учения, его последователей активно выступили авторитетные представители мусульманской общины страны. Ведь такие атрибуты ваххабизма, как нетерпимость и агрессивность по отношению к другим религиям, категорическое неприятие всего нового делают его глубоко враждебным людям. Надо сказать, что и подавляющее большинство рядовых российских мусульман отвергло ваххабизм.
Мы, российские мусульмане, высоко ценим достигнутый в нашей стране межнациональный и межконфессиональный мир. В своем огромном большинстве поддерживаем курс Президента России Владимира Путина на укрепление политической стабильности, ускорение экономического роста, повышение уровня жизни людей. Об этом красноречиво говорят высокие результаты явки на выборы и голосования за В. Путина в республиках Северного Кавказа, Башкортостане и Татарстане, многих других регионах с высоким удельным весом мусульман в составе населения.
Вывод из всего этого может быть только один: исламский экстремизм России не грозит. В нашей стране для него нет почвы. Кстати, по данным социологов, всего 17% россиян считают самой большой угрозой для страны конфликт православных и мусульман. Это еще одно подтверждение здравомыслия, мудрости народа.
Больше храмов!
— ТЕМ не менее у российских мусульман наверняка есть и свои проблемы. Какие из них вы считаете особенно важными?
— На территории нашей страны проживает 40 народов, традиционно исповедующих ислам. Доля мусульман в населении России составляла в 1937 году 6%, в 1989 году — 8%. Сегодня, если судить по данным переписи 2002 года, она не менее 10%. Большие мусульманские общины имеются в Москве, Санкт-Петербурге, практически во всех крупных городах России. До 1917 года на нынешней территории России насчитывалось свыше 12 тысяч мечетей, в 1956 году — лишь 94, в 1986 году — 189. Сейчас их более 7 тысяч.
Восстановление прежних и строительство новых мечетей не шло бы такими высокими темпами, если бы не поддержка со стороны мусульманской общины. Я сам, мои взрослые сыновья и дочь, многие мои партнеры по бизнесу, просто знакомые оказываем посильную помощь этому благому делу. Причем помогаем восстановлению и строительству не только мечетей, но и православных церквей. Говорю об этом не для того, чтобы сказать о своих заслугах, а для того, чтобы призвать жителей России помогать восстановлению мечетей, церквей, костелов, синагог, молельных домов. Потому что без храмов невозможно нравственное возвышение людей. Одновременно хотел бы напомнить государству о том, что давно пора последовать примеру других стран и принять законы, которые бы стимулировали благотворительную деятельность.
С конца 80-х годов началось интенсивное восстановление и развитие сети воскресных школ, средних и высших мусульманских учебных заведений. Это хорошо. Вместе с тем я считаю, что исламское образование должно строиться с учетом реалий нашей страны. Я имею в виду, естественно, не религиозную догматику, а ту часть ислама, которая вмещает в себя деловую этику, представления о предназначении власти, государства, соотношении норм шариата и законодательства. Здесь ислам непосредственно соприкасается с политикой. Это огромная ответственность. То, что признано верным и полезным применительно к Саудовской Аравии, где обучалась и обучается немалая часть исламского духовенства, вовсе не обязательно пригодно для России.
Площадка для диалога
ИСЛАМ — это не только религия. Это система ценностей, наполненных богатейшим духовным, культурным, социальным содержанием. Нельзя упускать возможность направить духовную силу ислама, энергию верующих в русло укрепления российской государственности, экономического, социального, культурного прогресса страны. Это требует более широкого взаимодействия как внутри самой мусульманской общины России, так и с государством.
Насколько мне известно, сейчас площадка, на которой можно было бы проводить такие встречи, отсутствует. Возникшие в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х годов исламские религиозно-политические партии, движения так и не стали заметной силой. Так что сама жизнь толкает к созданию такой структуры гражданского общества, которая могла бы служить общероссийским форумом мусульман. Им мог бы стать, например, Конгресс мусульман России, на котором бы обсуждались и вырабатывались оценки, позиции, предложения и рекомендации по ключевым вопросам жизни российской мусульманской общины, ее взаимоотношений с другими конфессиями, с властью.
Мусульмане России — полноправные и равноправные граждане своей страны. Сегодня у нас есть шанс еще полнее использовать мощный позитивный потенциал мусульманства с пользой для себя и для России.