Взрыв в Грозном: сдетонирует, не исключено, весь Кавказ
Трагедию в Чечне, на мой взгляд, нельзя рассматривать как отдельный, изолированный террористический акт. Активизация процессов по ослаблению российского влияния в Закавказье и усилению присутствия США в регионе, борьба за каспийскую нефть и маршруты ее транзита, за доминирование на Черном море неразрывно связаны с дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе. Это — единая антироссийская стратегия, разрабатываемая и координируемая из-за пределов Кавказско-Каспийского региона. Недавнее покушение на президента Ингушетии Мурада Зязикова и убийство президента Чеченской республики Ахмада Кадырова — это лишь элементы указанной стратегии. Следует ожидать попыток обострить ситуацию в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии. Одновременно будет раскручиваться антироссийская кампания в Грузии, Армении (с требованием вывода российских военных баз), усиливаться давление на Абхазию и Южную Осетию. Сдача Россией Аслана Абашидзе в Аджарии означает не просто подарок американцам и их ставленникам в Грузии, но и разрушение системы пророссийских симпатий на всем Кавказе. Силы в Закавказье, ориентирующиеся на Москву, после акции с А. Абашидзе дезориентированы, растеряны. Скорее всего, часть из них будет искать покровительства в других странах (Турции, например), часть — смирится с неизбежностью американского доминирования в регионе, но от Москвы в любом случае отвернется большинство. Неуверенность возникает и северокавказских субъектах Российской Федерации. Неспособность федеральной власти, несмотря на победные заявления, справиться с террором в Чечне и прилегающих к ней территориях и даже в самой столице, неизбежно подталкивает руководство этих субъектов к поиску гарантов своей безопасности в других местах. Не исключены и даже вероятны попытки властных элит субъектов договориться с командирами бандформирований и представителями иностранных спецслужб, действующих на Кавказе. Что необходимо сделать Москве? Во-первых, разработать долгосрочную стратегию действий на Кавказе, закрепив в ней положение о доминировании России в Кавказском регионе, как важнейшей задаче. Только в этом случае возможно обеспечение безопасности и сохранение целостности Российского государства; во-вторых, образовать постоянно действующий орган (комиссию) по координации действий всех структур власти на Северном Кавказе, поставив во главе толкового, опытного специалиста с соответствующими полномочиями (не путать с представителем Президента в Южном федеральном округе) и имеющим в подчинении мощную аналитическую службу; в-третьих, объединить все действующие на Северном Кавказе силы (не только людей военных, но и аппарат государственных органов, общественные организации, религиозных деятелей, бизнес-структуры, дипломатию и т. д.) в системную общность на основе единой стратегической цели — утверждения мира и безопасности в регионе; в-четвертых, отказаться от затратных, бесполезных и даже вредных военных учений-«игрушек» совместно с НАТО и реализовать, предварительно разработав, комплексный план учений на Северном Кавказе (армия, МВД, местные органы, спецслужбы, МЧС и др.). И — наконец — пора Президенту РФ начать спрашивать с должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности на Северном Кавказе. С каким пафосом докладывают министр обороны и начальник Генштаба о мероприятиях-пустышках совместно с НАТО. Но они-то поставлены служить не Североатлантическому блоку, а России. А значит — отвечать за военную безопасность на Кавказском стратегическом направлении. Генерал-полковник Л.Г.Ивашов, вице-президент Академии геополитических проблем